Право же, нет на земном шаре другой страны, в которой ханжество процветало бы так, как в Соединённых Штатах! Вас оштрафуют и отдадут под суд за нарушение нравственности, если вы, упаси бог, яа минуту снимете на пляже с годовалого ребёнка купальный костюм, чтобы выжать его; но никто не возьмёт под сомнение пристойность бурлеска - этого, с позволения сказать, театра, в котором а течение всего вечера только и делают, что раздевают донага актрис под гогот и свист публики. Это зрелищный бизнес.
На вас Будут смотреть, как на пропащего человека, если вы не будете посещать по воскресеньям церковь. Но вы глубоко ошибётесь, если подумаете, что американцы ходят в церковь молиться. В американской церкви не тратят время попусту: здесь находу заключают сделки, смотрят кино, танцуют, а что касается вымаливания прощения у всевышнего, на то есть священнослужители; они замолят все грехи, было бы им уплачено. Это церковный бизнес.
Если у американца, живущего в одном из центральных штатов, вдруг возникнет потребность развестись с супругой, он не пойдёт к своему местному судье: он знает, что законы этих штатов горой стоят за незыблемость брачных уз. Но если у него есть солидная чековая книжка, он отправится на вокзал, купит билет до Лас Вегаса или Рино и назавтра очутится в обетованной земле жаждущих развода: по законам штата Невада, развод - пустяк, и весь бюджет этих двух городов построен на обслуживании богатых «туристов», ищущих возможности без всякого труда развестись; к их услугам десятки отелей, юридических консультаций, ресторанов, театров лёгкого жанра, ювелирных магазинов, где можно продать старое обручальное кольцо и купить новое с камнем для очередной помолвки, - согласно американской статистике, в США разводится каждая третья супружеская чета. Чем ближе знакомишься с бытом этой страны, тем больше убеждаешься, насколько глубоко отравлена её жизнь растлевающим ядом аморальной по самой своей природе социальной системы, основным и единственным стимулом которой является нажива. И тут невольно обращаешься к острым, разящим, словно клинок, чеканным словам великого документа, «Манифеста Коммунистической партии», столетие которого мы недавно отмечали: «Буржуазия... не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного «чистогана». В ледяной воде эгоистического расчёта потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость... сорвала с семейных отношений их трогательно - сентиментальный покров и свела их к чисто денежным отношениям».
Перебирая записи, относящиеся к недавней поездке в Соединённые Штаты, перелистывая многочисленные вырезки из американских газет, я припоминаю десятки историй, которые показывают, что нравы и обычаи в мире бессердечного чистогана и теперь, спустя сто лет, всё те же, разве что
низость и мерзость их выпирают ещё циничнее и откровеннее. Я не буду говорить об узком мирке пресловутой «тысячи американцев»: и без того немало написано и рассказано о том, какие свинские нравы в нём царят. Гораздо поучительнее поглядеть, какое влияние оказывает «религия доллара» яа психологию средних классов США.
Начну с такой детали. У американского обывателя пользуется огромным успехом специфический отдел ежедневных газет, посвященный вопросам семьи и брака. Каждая газета имеет своего «оракула», дающего читательницам советы на все случаи жизни. С какими же вопросами обращаются американки к своим «оракулам» и какие наставления получают от них? Большинство запросов посвящено одной теме: как выйти замуж за богатого. «Не будет ли плохо для меня, если я попробую выйти замуж за моего шурина?» - деловито спрашивает читательница «Дейли мирор». «Вы имеете шанс, и он ваш, если вы захотите этого», - не менее деловито отвечает консультант Доротти Дикс. «Дорогая мисс Дикс! - взывает к «оракулу» другая корреспондентка. - Я до смерти влюблена в женатого мужчину, и он меня любит... Я всё делаю, чтобы заставить его жену развестись с ним. Я флиртую с ним на её глазах. Я вызываю его по телефону, одновременно сообщая ей, что у него интрижка с другой женщиной, но она не обращает внимания. Почему некоторые мужчины так щепетильны и почему он её не прогоняет?» «Вы напрасно тратите время, - холодно ответствует «оракул», - направьте свой огонь по другому адресу».
Корреспондента именующей себя «либеральной» газеты «Нью - Йорк пост» интересует специфический вопрос: «Не должно ли уделять происхождению (!) немного больше внимания, чем это делается, при выборе спутника жизни?» И консультант доктор Полено, не моргнув глазом, отвечает: «Конечно! К несчастью, обычно человек гораздо больше внимания уделяет родословной покупаемой им собаки, чем происхождению женщины, на которой он намерен жениться». Тот же консультант даёт совершенно умилительный совет богатой вдове, сыновья которой ссорятся из - за пользования автомобилем: «Это ваша машина, миссис В. Как старшая из участников спора, как женщина и мать, вы имеете приоритет в праве пользования ею. Каждый из ваших сыновей должен платить (!) за пользование автомобилем. Предоставлять машину следует предпочтительно тому, кто спешит на свидание. При равных условиях предпочтение отдаётся тому, кто первым подал заявку. Если вы поставите это на
деловую основу, я думаю, вам не трудно будет превратить ваш автомобиль из предмета раздоров в источник удовольствий...»
Советскому читателю подобные наставления могут показаться
дикостью, бредом, мистификацией. У человека, выросшего в стране, где свято берегут чистоту человеческих отношений, где самая мысль о коммерческих сделках в семье вызывает здоровое отвращение, такие «инструкции» не укладываются в голове. Он не приемлет идею брака по расчёту, он не представляет себе, как можно переводить на язык торговых терминов отношения матери с детьми. Но в мире, где семейные отношения уже и сто лет назад были сведены к денежным отношениям, где самая семья рассматривается как фактор наживы, подобные нравы в порядке вещей.
Распад семьи и резкое падение морального уровня американской молодёжи являются фактом, которого в США никто не оспаривает. Здесь спорят лишь о том, к добру это или к худу.
В октябре 1947 года журнал «Лук» опубликовал любопытную работу Жака Бэйла и Луизы Сло - ан, авторов «Азбуки развода» (есть и такая азбука в Соединённых Штатах). Эти двое «исследователей» провели общенациональное обследование и опубликовали его результаты под сенсационным заголовком: «Новое всеобщее обследование разведённых мужчин и женщин устанавливает удивительные изменения в наших понятиях о брачных привычках в последние годы».
«Современные женщины придают браку гораздо меньше значения, чем их буколические бабушки, - заявляют эти обследователи. - Развод сделался чем - то вроде неписанной статьи брачного контракта. «Итак, они поженились и жили с тех пор счастливо» - эти слова стали концом волшебной сказки, столь же далёкой от реальности, как колдуны и волшебные палочки. Всё увеличивающееся количество современных рассказав из реальной жизни кончается иначе: «Итак, они поженились и следовали по этому пути, пока не развелись». Возрастающий процент разводов, прогрессирующий в пропорции 1 к 2, - это уже не просто статистика, существующая в социальном вакууме, - это явление XX века, которое касается жизни всех нас...»
Обследователи утверждают, что в большинстве случаев инициаторами разводов в США являются женщины. По данным их анкеты, 66 процентов жён, получивших развод, сами его требовали, причём «треть изученных браков разбилась о скалу нежелания и неспособности мужей нести финансовую ответственность». Обследователи принимают как должное подход к браку, как к материальной, финансовой сделке, в результате которой жена поступает на содержание к мужу. Они осуждают лишь «бездумность женщин, которые, выходя замуж, не проверяют, насколько обеспечено «основополагающее право брака», в соответствии с которым муж должен «содержать свою жену».
С другой стороны, обследователи вынуждены признать, что огромное количество разводов в США происходит вследствие упадка нравов и распущенности как мужей, так и жён. «Треть опрошенных женщин называет неверность своих мужей главной причиной развода, - пишут они. - Почти столько же мужей жалуется на неверность своих жён». Самый стиль ответов на анкету, опубликованных в журнале «Лук», достаточно красноречиво говорит о моральном уровне людей, подвергшихся опросу:
- Мой муж слишком много пил и имел других девчонок.
- Для меня это был брак по расчёту. Мне всегда очень хотелось уйти из дому.
- Я существо с лёгким сердцем.
- Мне хотелось общества других мужчин.
- Моя жена смотрела на брак, как на игру. Ей нравилось менять партнёров.
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.