Сегодняшним летом, как и всегда летом, быстроглазые, шустрые ребятишки совершили миллионы путешествий в край неизведанного: они были в полях и находили тысячи таинств в чудодейственном возникновении растений, бродили берегом родной речушки, и камни на песке открывали им историю земли, и лес, где они собирали грибы и ягоды, шумел им о жизни деревьев и борьбе за жизнь.
Нынче летом ребята не только набирались знаний: маленькие труженики были шефами молодняка в родном колхозе, селекционерами на опытном школьном участке, садоводами, охотниками за грызунами; юные мастера высоких урожаев в страдную колхозную пору работали ездовыми на севе и уборке, подбирали на стерне колоски, вместе с опытными хлеборобами, хлопкоробами, льноводами они растили на своём участке небывало высокий урожай.
Это (Многомиллионная армия советских школьников под командованием нескольких сотен тысяч учителей. Это - будущее население нашей Родины, жители и строители коммунистического завтра, когда, скажем, урожай колхозного гектара будет равен не тридцати центнерам, а ста и больше центнерам пшеницы.
Проявления этой будущей жизни есть уже и сейчас: это сотни передовых колхозов, подобных вожгальскому «Красному Октябрю», это высокие урожаи Героев Социалистического Труда, у которых учатся учёные.
Но сейчас речь о том, как воспитать будущих строителей коммунистической жизни, как сельская школа прививает черты нового своим питомцам.
И вот перед нами два десятка программ средней школы. Советская школа даёт большие и глубокие знания школьникам. Но представьте себе картину: урок дарвинизма; за партами сидят юные садоводы, для которых мичуринская «китайка» - вполне ощутимое, реальное представление. В перемену пробегутся они аллеями колхозного сада, и ей - ей выветрятся у них академические поучения учителя о процессах культивирования, гибридизации, жизненные примеры для которых составлены около ста лет назад, условия применения гибридизации, проводимой в садах и огородах на побережьях Англии, Ирландии и Франции.
В наши дни дарвинизм развит, углублён и дополнен учениями Тимирязева, Мичурина, Лысенко, работами современных селекционеровИ дарвинизм, который должны изучать школьники, нужно сделать агрономическим, мичуринским. От этого он только обогатится.
Мы взяли дарвинизм, в преподавании которого возникает разрыв с жизнью. Такие провалы во многих естественных дисциплинах, таких, как «Биология», «Зоология», когда ящерице уделяется больше внимания, чем овцам асканийским рамбулье, известным всем детям, чем обыкновенно колхозной холмогорке; и до чего обидно, когда курносый паренёк, имеющий до сорока трудодней, работающий в школьном полеводческом звене, о пшенице только и скажет, что она растение из семейства злаковых и известна была ещё в каменном веке!
- А почему же Мария Михайловна, ваша учительница, ничего не рассказала вам об этом семействе, что посеяно у вас в Подсадье по августовскому чёрному пару, почему не обмолвилась о севообороте, орошении, составе почвы, от которых зависит урожай, - обо всём том, что составляет жизнь колхоза, о чём говорят и в семье, и в правлении колхоза, и в Москве? Почему?
И Мария Михайловна не ответит. А если начнёт говорить, то сошлётся на программу. Действительно, этого всего нет в программах для учащихся средней школы, этого нет и в программах педагогических училищ и институтов, выпускающих учителей. И ученику, окончившему школу, приходится учиться жизни с азов, ибо доверить звено девушке и пареньку, знающему о пшенице лишь как о семействе злаковых, не рискнёт правление колхоза. Итак, оказывается, что, в частности, сельская
школа не даёт многих знаний жизни своим питомцам.
Что же, перестроить программу для сельских школ отдельно, а для городских - применительно к городской жизни? Вовсе нет. Из сельской школы выйдут будущие конструкторы самолётов, а из городской - агрономы - селекционеры. Как же поступить в таком случае?
Кое - какие программы нужно, конечно, пересмотреть, окажем, по дарвинизму; вероятно, будущим преподавателям биологии и зоологии тоже невредно еще в институте ознакомиться с передовыми методами социалистического сельского хозяйства. Главный корень вопроса в так называемом внешкольном воспитании школьников.
... Есть на свете Академия педагогических наук, штаб сегодняшних Песталлоцци и Ушинских, вот им бы по плечу разработать и освежить жизнью все эти программы, им бы решить, по какому пути должно идти воспитание детей без отрыва от жизни. Не смогли! Отстали сами! А жизнь не стала их ждать.
Простая советская колхозница Герой Социалистического Труда Айнабат Бегенчева блестяще решила сложную педагогическую проблему, которая, казалось, была бы по силе лишь маститому деятелю из Педагогической академии.
Вот что она пишет в своём открытом письме:
«Пора подумать о том, чтобы, кроме агротехнического обучения взрослых колхозников, прививать школьникам - будущим хлопкоробам - навыки выращивания высоких урожаев.
Я сама наряду с передачей своего опыта взрослым колхозникам решила организовать школьный полугектар и на нём с помощью учеников нашей неполной средней школы вести весь годовой цикл сельскохозяйственных работ, обучать школьников всем приёмам возделывания хлопчатника, начиная с зимней подготовки почвы, весеннего сева и кончая сбором урожая.
Около школы мы выбрали удобный земельный участок размерам в полгектара, подвели к нему арык. С помощью учеников мы уже провели капитальную планировку, удобрили, вспахали участок, засеяли его.
На этом школьном участке размером в полгектара наше звено решило собрать не менее 40 центнеров тонковолокнистого хлопка. Поэтому звено работает здесь так же напряжённо и любовно, как и на основном участке, но вся работа проходит с участием школьников.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.