В Эрмитаже

  • В закладки
  • Вставить в блог

«Даная»

До сих пор, спустя три столетия, картины Рембрандта наталкивают нас на неожиданные открытия. Так, недавно советские искусствоведы сделали почти невозможное. Они словно воскресили творческий процесс работы Рембрандта над знаменитой картиной «Даная». Представим себе этот шедевр, который вот уже более века хранится в Ленинградском Эрмитаже... На пышном белоснежном ложе, в ореоле золотистого света - женщина. Протянутой рукой она как бы приветствует солнечные лучи. Этот жест, ее лицо говорят нам о безмерной радости ощущения бытия. А где - то в тени, в глубине, за тяжелыми драпировками, за громоздким обрамлением с традиционным амуром, скорбная фигура старой служанки. «Данае» посвящены многочисленные исследования, статьи и публикации, но, несмотря на такое обилие материалов, искусствоведы не могли ответить на множество простейших вопросов. Когда точно была написана картина? Кто послужил моделью для этого произведения? Чем объяснить различия стиля и колорита на отдельных участках знаменитого полотна? Рентгеновский аппарат и оптический микроскоп помогли рассеять тайны, окружавшие «Данаю». Недавно руководитель физико - рентгеновской лаборатории Эрмитажа Л. Сиверсков выполнил рентгенограмму «Данаи». Съемка велась постепенно - по участкам знаменитого полотна. Оказалось, что великий живописец дважды переписывал «Данаю». Причем первый и второй варианты картины отделены друг от друга добрым десятком лет. Первоначально картина была исполнена художником в 1636 году. Рентгеновский снимок дал невидимое нам изображение головы Данаи. Написана она с первой жены Рембрандта - Саскии. Затем Рембрандт по лаку совершенно новой картины пишет свой второй и окончательный вариант. Вглядываясь в лицо «новой» Данаи, мы узнаем черты второй жены Рембрандта - Хендрикье. Она появилась в доме художника в середине 40 - х годов. Теперь искусствоведы довольно точно называют дату окончательного написания - 1645 год. Рентген обнаружил также первоначальное положение головы служанки. Ранее она находилась значительно левее и была изображена строго в профиль. Живопись первого варианта картины несколько холодная, немного академичная. Теплый, золотистый колорит, присущий позднему Рембрандту, встречается лишь в зоне переделок. Так была раскрыта тайна создания «Данаи».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены