7 минут или 20 секунд

И Лемберик| опубликовано в номере №698, июнь 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

Игорь Шаров частенько наблюдал за работой сборщиц колес. Как и старший мастер отделения сборки Аредов, он не восхищался, а возмущался растратой человеческого труда. В те дни и возникла идея создать автомат.

Игорь анализировал работу конвейера, мысленно расчленяя производственные операции на отдельные элементы, думал над тем, какие детали автомата способны выполнить ту или иную операцию сборки. Кривошипы, эксцентрики, кулачковые валики, мальтийские кресты и множество других деталей он мысленно связал в единый механизм.

Как всякий творческий поиск, дело было увлекательным, интересным, радостным. Но, как ни странно, заводские руководители к идее Шарова отнеслись удивительно холодно. Выслушав молодого инженера, главный конструктор сказал:

- Насколько мне известно, сборка велосипедов - вопрос технологический, а не конструкторский. Не свое поле пашете!...

В технологическом отделе изобретателя тоже встретили без энтузиазма. Начальник группы станкостроения Сергей Петрович Петухов заметил, что никому не возбраняется экспериментировать на свой страх и риск...

Бояться Шарову было нечего. Что касается риска, то рисковал он только одним - временем. Чтобы доказать правильность своих расчетов, надо было построить действующую модель автомата. Но это оказалось нелегким делом. Для изготовления деталей требовался труд кузнецов и литейщиков, сварщиков и токарей, зуборезчиков и шлифовщиков. В порядке любезности молодые рабочие цеха могли по просьбе Игоря изготовить одну, две, пусть даже десяток деталей. Но в автомате их должно было быть больше тысячи...

- Вы хотите знать, обращался ли я за содействием к начальству? - спрашивает Игорь. - Обращался, да еще сколько раз! В футбольный мяч превратили: от одного начальника к другому гоняли...

Шаров, сам взялся за постройку модели автомата, сам стал ковать, обтачивать, шлифовать детали. Мало, оказывается, знать теоретическую механику и теорию механизмов. Надо уметь строить эти механизмы.

- Как хорошо, что у нас, в Бауманском училище, заставляли не только головой, но и руками работать! - не раз говорил молодой инженер своим друзьям.

Чистовой, окончательной модели автомата предшествовали десятки черновых вариантов. Какие только материалы не шли на их изготовление! От алюминия до...картона папиросной коробки. К сожалению, Шаров не сберег этих деталей. А ведь знакомство с ними помогло бы лучше проследить направление творческих поисков молодого конструктора. Как, например, ему удалось добиться, что ниппели, эти полые винтики, имеющие ножку и колпачок, всегда выходят из бункера ножкой вперед - хоть тотчас же навинчивай их на конец спицы?!

Многие детали Шаров делал тут же, в конструкторском отделе, на специальных тисочках, прикрепленных к столу. Работал он чаще всего вечерами. Иной раз кто - нибудь из засидевшихся конструкторов говорил ему в шутку:

- Игорь, знаешь пословицу: «Кесарю - кесарево, а слесарю - слесарево»?... Твое дела - конструирование, а детали пусть в экспериментальных мастерских делают.

Но таких мастерских на заводе пока нет, и Шарову пришлось собственноручно изготовить тысячу с лишним деталей и узлов.

На мой вопрос, почему не помогли да и сейчас не помогают Шарову, комсорг отдела главного конструктора Виталий Василевский ответил:

- Видите ли, у каждого из наших инженеров и техников есть свое задание, своя тема, так что думать о других делах не остается времени.

Но ведь и Шаров имел свою тему, кажется, по расчету колебаний автомобильных деталей, и все же он вызвался помочь сборщикам велосипедов. Молодой инженер счел делом чести облегчить труд многих людей, внести свой вклад в дело технического прогресса.

Два года трудился Шаров над моделью. И вот наконец она готова, эта неказистая на вид модель, «кофейная мельница», как окрестил ее кто - то из местных острословов. Будет ли она действовать?... При первом же испытании модель потерпела аварию. И, как это часто бывает, недостатки механизма сразу приписали всей идее, опорочили весь замысел изобретателя.

Вспоминая об этой неудаче, Шаров говорит:

- До сих пор себя ругаю... Сам виноват, что так опростоволосился. Включил автомат и забыл перевести рычажок. Вязальная система, та самая, что собирает спицы в «цветок», стала вращаться с большой скоростью и разнесла все, что оказалось недостаточно прочным.

Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Авария заставила Игоря придумать блокирующий механизм, автоматически прекращающий действие автомата не только в случае малейшей поломки, но и тогда, когда, скажем, одна из ста деталей колеса окажется с дефектом.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены