7 минут или 20 секунд

И Лемберик| опубликовано в номере №698, июнь 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

7 минут затрачивается сейчас на сборку и центровку велосипедного колеса.

Станок - автомат конструкции молодого инженера Игоря Шарова эти операции производит за 20 секунд.

А на Московском автозаводе изобретение Шарова «маринуют» вот уже более двух лет.

- Почему? - спрашиваем мы начальника отдела изобретений Министерства автомобильной промышленности СССР тов. А. И. Смирнова.

Мне не раз приходилось бывать в цехе, где производится сборка велосипедов, видеть, как работницы в клеенчатых фартуках ловко прилаживают к рамам щитки, багажники, вилки... Особенно поражала меня быстрота сборки колес: пять минут - и колесо готово! Правда, его еще нужно центровать - проверить на станке, все ли спицы одинаково натянуты. Но и сборка, и центровка, и третья операция - затяжка - производились так споро, что однажды я вслух выразил восхищение:

- Как здорово идет дело!

- А по - моему, плохо! - отозвался старший мастер отделения сборки Иван Ильич Аредов.

- Чем же плохо? - удивился я.

- А что хорошего: пятьдесят человек делают вручную то, что мог бы сделать один автомат?

- Не придумали еще, видно, инженеры такую чудесную машину.

- Обязательно придумают, - сказал Аредов и добавил: - Надо, чтобы придумали.

Несколько месяцев спустя я снова встретился с Иваном Ильичом.

- А все - таки я был прав, когда говорил, что придумают конструкторы машину для нас, - сказал он, поздоровавшись. - Инженер Шаров этим делом занялся... Зайдите посмотрите. Одни говорят - смело задумано, другие считают пустой фантазией.

Шарова я отыскал в самом конце огромного конструкторского зала.

- Садитесь, - суховато предложил он.

На его столе рядом с плотными листами ватмана лежали шестеренки, болты, гаечные ключи. Эти детали как - то не вязались с чистенькими вертикальными досками для черчения, с готовальнями, хранящими в своих бархатных недрах сверкающие никелем чертежные принадлежности.

Шаров подошел к соседнему столу, на котором возвышалось что - то, прикрытое бумажным кожухом, снял кожух, и я увидел машину со множеством дисков, шестеренок, рукояток, рычагов.

- Лучше всего понять, что и как, когда автомат в действии, - заметил Шаров. - Главный принцип работы машины - использование центробежной силы.

Он включил мотор, и детали механизма стали совершать предписанные им движения. Одни двигались поступательно, другие вращались, третьи сжимались, словно пальцы, в щепоть... Каждая из велосипедных спиц, хранившихся в железном бункере, устремлялась в предназначенное ей одной отверстие во втулке. В одно мгновение получился своеобразный стальной цветок со спицами вместо лепестков. «Цветок» быстро вращался, сливаясь в сверкающий диск. Внезапно вращение прекратилось, и нельзя было уловить момент, когда концы спиц очутились в отверстиях, пробитых в ободе. Механические отвертки, расположенные по окружности, дружно принялись закреплять ниппелями спицы. Через десять секунд колесо было готово!

Как же зародился конструкторский замысел, как претворился он в действующую модель автомата?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Трагедия Ахмеда Рызы

Новая пьеса Назыма Хикмета «Чудак»