7 минут затрачивается сейчас на сборку и центровку велосипедного колеса.
Станок - автомат конструкции молодого инженера Игоря Шарова эти операции производит за 20 секунд.
А на Московском автозаводе изобретение Шарова «маринуют» вот уже более двух лет.
- Почему? - спрашиваем мы начальника отдела изобретений Министерства автомобильной промышленности СССР тов. А. И. Смирнова.
Мне не раз приходилось бывать в цехе, где производится сборка велосипедов, видеть, как работницы в клеенчатых фартуках ловко прилаживают к рамам щитки, багажники, вилки... Особенно поражала меня быстрота сборки колес: пять минут - и колесо готово! Правда, его еще нужно центровать - проверить на станке, все ли спицы одинаково натянуты. Но и сборка, и центровка, и третья операция - затяжка - производились так споро, что однажды я вслух выразил восхищение:
- Как здорово идет дело!
- А по - моему, плохо! - отозвался старший мастер отделения сборки Иван Ильич Аредов.
- Чем же плохо? - удивился я.
- А что хорошего: пятьдесят человек делают вручную то, что мог бы сделать один автомат?
- Не придумали еще, видно, инженеры такую чудесную машину.
- Обязательно придумают, - сказал Аредов и добавил: - Надо, чтобы придумали.
Несколько месяцев спустя я снова встретился с Иваном Ильичом.
- А все - таки я был прав, когда говорил, что придумают конструкторы машину для нас, - сказал он, поздоровавшись. - Инженер Шаров этим делом занялся... Зайдите посмотрите. Одни говорят - смело задумано, другие считают пустой фантазией.
Шарова я отыскал в самом конце огромного конструкторского зала.
- Садитесь, - суховато предложил он.
На его столе рядом с плотными листами ватмана лежали шестеренки, болты, гаечные ключи. Эти детали как - то не вязались с чистенькими вертикальными досками для черчения, с готовальнями, хранящими в своих бархатных недрах сверкающие никелем чертежные принадлежности.
Шаров подошел к соседнему столу, на котором возвышалось что - то, прикрытое бумажным кожухом, снял кожух, и я увидел машину со множеством дисков, шестеренок, рукояток, рычагов.
- Лучше всего понять, что и как, когда автомат в действии, - заметил Шаров. - Главный принцип работы машины - использование центробежной силы.
Он включил мотор, и детали механизма стали совершать предписанные им движения. Одни двигались поступательно, другие вращались, третьи сжимались, словно пальцы, в щепоть... Каждая из велосипедных спиц, хранившихся в железном бункере, устремлялась в предназначенное ей одной отверстие во втулке. В одно мгновение получился своеобразный стальной цветок со спицами вместо лепестков. «Цветок» быстро вращался, сливаясь в сверкающий диск. Внезапно вращение прекратилось, и нельзя было уловить момент, когда концы спиц очутились в отверстиях, пробитых в ободе. Механические отвертки, расположенные по окружности, дружно принялись закреплять ниппелями спицы. Через десять секунд колесо было готово!
Как же зародился конструкторский замысел, как претворился он в действующую модель автомата?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Новая пьеса Назыма Хикмета «Чудак»