Читатели обсуждают статью «Суд кончился, а споры идут и сейчас...»
Нередко перед молодыми сердцами встает трудный вопрос: «Тот или нет?», «Она или нет?» И часто только время дает ответ на это.
О любви говорилось и писалось много. Это чувство всегда было и остается молодым. И миллионы юных сердец начинают биться сильнее и звонче, когда к ним приходит знакомая по книгам и фильмам гостья - любовь. А какое громадное значение имеет для юноши или девушки первая любовь! Пройдут десятки лет, у тебя будет семья, но иногда тебе будет вспоминаться застенчивая девушка или робкий юноша, впервые взволновавшие твое сердце.
Первая любовь - наиболее сильное чувство, самое чистое, самое искреннее. Лично я не верю во вторую любовь. А если она и может быть, то не идет ни в какое сравнение с робким и трепетным первым чувством.
Перед молодыми людьми встает вопрос: «Она?», «Он?» А это очень серьезный вопрос. Поведение Люси Л. в отношении Н. Яблокова и Эдика я считаю недостойным для девушки, выросшей в нашей стране и воспитанной комсомолом.
Авторы статьи пишут, что Эдик был безразличен ей. Значит, она любила Николая. А что ж тогда означают ее слова о том, что она перестанет дружить с Николаем, как только он уйдет в армию?! Значит, и он ей был безразличен? Люся стремилась весело проводить время, и только. Она не думала о том, что может искалечить душу юноши, его жизнь. По - моему, нет ничего позорнее для человека, чем эгоистическое наслаждение жизнью и бездушное равнодушие к дальнейшей судьбе другого человека. В социалистическом обществе не должно быть места таким людям с их гнилой, паразитической моралью.
Говорят, что в любви все эгоисты. Однако всему есть мера. Почему Эдик, узнав, что Люся дружит с другим, не перестал преследовать ее и добиваться ее дружбы? У него, вероятно, маловато мужской гордости. А в таких случаях гордость нужна.
Что руководило Николаем Яблоновым? Что подняло его руку на сверстника?
Ревность? Часто можно слышать, что ревность - пережиток прошлого, пережиток капитализма. Но ведь все обладают этим пороком, хотя у одних он выражен больше, а у других меньше. Я, может быть, ошибаюсь, но мне кажется, что настоящая любовь невозможна без ревности. Но ревность Яблокова - это ревность эгоиста - себялюбца. «Только мне» - так можно охарактеризовать его подлое поведение. Люди, подобные Яблокову, вызывают одновременно презрение, отвращение и жалость.
Любовь! Какое это прекрасное чувство, помогающее людям совершать чудеса на фронте и в труде, преодолевать трудности и горе, помогающее жить, смело дерзать, творить!
И мне, солдату Советской Армии, больно за моих, описанных Видгопом и Сухотиным земляков, которые опошлили любовь, эту прекрасную и великую союзницу молодости и счастья.
Может, здесь что и не так, и даже, может, глупо, но это чувства и мысли молодого солдата, который любит сам, сам испытал подобную трагедию и не хочет, чтобы из - за эгоистического и рваческого отношения к любви калечились души юношей и девушек, только вступающих в жизнь.
г. Казань.
У нас много пишут о любви, но по - настоящему не поднимаются большие проблемы взаимоотношений советских молодых людей. А если заглянуть в эти отношения поглубже, то история, описанная в статье «Суд кончился, а споры идут и сейчас...», не покажется исключительной.
Статья эта спорная, вопрос в ней поставлен остро и, разумеется, вызовет множество толков и противоречивых суждений читателей, которым надоела манная кашка, чем угощали нас на протяжении ряда лет многие литераторы.
Если разбирать случай, про который рассказано в статье, то косвенной виновницей всего случившегося, по - моему, надо считать Люсю. Конечно, все мы, женщины, в какой - то мере легкомысленны, конечно, большинству из нас льстит внимание мужчин. Но дело не в этом: когда мы любим истинно, то не живем по правилам двойной бухгалтерии. Люся же не любила по - настоящему ни Эдика, ни Николая. Ее девичьему самолюбию льстило ухаживание двух юношей, а так как ни один ей не был дорог, она на всякий случай придерживала обоих. Люсино поведение говорит о ее мелкой душе и неразборчивости. Особенно убеждает в этом сцена «крупного» разговора в парке, возмутившая меня. Авторы пишут, что девушка с «замиранием сердца» следила за спорящими юношами. Простите, но в этом есть что - то противное человеческой природе: так стоит в отдалении лосиха или глухарка, наблюдая, как два самца дерутся за право обладать ею. Да, так бывает, но где гордость и самостоятельность девушки? Неужели ее человеческое достоинство не оскорблено этим «крупным разговором» претендующих на ее любовь соперников?!
Почему Люся не подошла к ним и не сказала прямо, в глаза, что ей нравится тот или иной из них и что нечего ее разыгрывать в лотерею, как вещь? По - моему, так должна была сделать уважающая себя девушка.
Эдик виноват в том, что старался навязать Люсе свою любовь, ибо это чувство невозможно привить другому ни угрозами, ни выклянчиванием взаимности. Конечно, ему трудно было побороть свое влечение, ведь «сердцу не прикажешь», однако действовал он не совсем честно.
Мне кажется, что виновников надо поискать и за пределами статьи. Долгое раздельное обучение в школах привело к тому, что у многих юношей и девушек начало исчезать чувство настоящей, хорошей, чистой дружбы. Я работаю в школе и вижу пока еще мало примеров такой дружбы между мальчиками и девочками. А раньше, года два назад, того, кто пытался дружить с девочкой, ребята просто высмеивали. Приходилось скрывать дружбу, таиться от всех, даже от родителей. Ведь все подозревали в ней прежде всего интимную сторону, любовь, что - то предосудительное, нечистое. Мы сами загнали дружбу в подполье, отождествляя ее с любовью. Теперь же, когда школы вновь слились, дружба как будто вышла из подполья, но по - настоящему дружить мальчики и девочки не научились. В их дружбе часто виден оттенок нездоровой «влюбленности». Отсюда и собственнические замашки: это, дескать, моя девушка, никто к ней не подходи, не смей говорить, улыбаться, танцевать.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.