12 апреля 1918 года Совет Народных Комиссаров постановил: ПАМЯТНИКИ, ВОЗДВИГНУТЫЕ В ЧЕСТЬ ЦАРЕЙ И ИХ СЛУГ И НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ ИНТЕРЕСА НИ С ИСТОРИЧЕСКОЙ, НИ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТОРОНЫ. ПОДЛЕЖАТ СНЯТИЮ С ПЛОЩАДЕЙ И УЛИЦ И ЧАСТЬЮ ПЕРЕНЕСЕНИЮ В СКЛАДЫ, ЧАСТЬЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ УТИЛИТАРНОГО ХАРАКТЕРА... Особой комиссии поручалось мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни российской социалистической революции. Опубликовав декрет «О памятниках Республики», Совет Народных Комиссаров призвал уже к 1 Мая 1918 года - первому празднику победивших трудящихся - снять наиболее уродливые памятники. «Свержение» истуканов приобрело глубокий символический смысл. Очень много громоздких и некрасивых памятников было в Кремле. В книге «Наша главная площадь» приводится интересный факт. Некоторые монументы убрать к празднику не успели, и утром 1 Мая, когда члены правительства шли через Кремль к Красной площади, Владимира Ильича Ленина огорчили эти каменные идолы.
- Не успел, рабочих рук не хватило, - ответил на замечание Ленина комендант Кремля Павел Дмитриевич Мальков. Владимир Ильич нашел причины неуважительными.
- Для этого дела рабочие руки найдутся хоть сейчас, - уверенно заявил он. - Как, товарищи? И сразу же откликнулись все, кто стоял рядом.
- Видите? А вы говорите, рабочих рук нет, - сказал Ленин. - Ну-ка, пока есть время до демонстрации, тащите веревки. «Я мигом сбегал в комендатуру и принес веревки, - вспоминал Павел Дмитриевич. - Владимир Ильич ловко сделал петлю и накинул на памятник. Взялись за дело, и вскоре памятник был опутан веревками со всех сторон.
- А ну, дружно! - задорно командовал Владимир Ильич. Ленин, Свердлов, Аванесов, другие члены ВЦИК, Совнаркома и сотрудники немногочисленного правительственного аппарата впряглись в веревки, налегли, дернули - и памятник рухнул на булыжник.
- Долой его с глаз, на свалку! - продолжал командовать Владимир Ильич. Десятки рук подхватили веревки, и памятник загремел по булыжнику...» Новой стране не нужны были самодержавные идолы, напыщенные и помпезные. Без веяного почтения была свалена статуя Александра III вместе с его троном. Отправлялись в утиль царские сановники... В 1935 году сняли последних царских орлов с кремлевских башен, вместо них появились пятиконечные звезды с эмблемами Серпа и Молота, изготовленные из уральских самоцветов, а через два года засияли рубиновые звезды.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.