12000 вещей

Ям Черняк| опубликовано в номере №254, февраль 1934
  • В закладки
  • Вставить в блог

1

Осанистый бас гудит в раструб радио: «Внимание! Красивая лампа с красивым абажуром украшает комнату, придает ей уютный вид. Стройте свои бытовые условия культурно и красиво. Разноцветные толковые абажуры, настольные и висячие лампы различных размеров и фасонов вы купите в электроотделе Центрального универмага, в I - м этаже». - Красивую лампу с красивым абажуром? Разрумянившийся от малинового шелка абажура свет молодит лица, окрашивает потолок и стены ласковой розовой краской. Пожалуй, действительно надо купить к лампе абажур...

«Гражданин! Вы купили себе в нашем бельевом отделе верхнюю сорочку! Вам нужны к этой сорочке галстук и запонки. Вы купите их в галантерейном отделе, на 2 - м этаже». - Галстук? Карий галстук, усеянный головоломками, хозяйственно раскинется по сорочке цвета чайной розы. Где продаются галстуки?

На смену басу приходит рассудительное контральто:

«Родители! Предоставьте вашему ребенку возможность проводить время на воздухе весело и здорово. В отделе «Детский мир» Центрального универмага, ход с Кузнецкого, вы купите все принадлежности зимнего спорта для детей». И родители, предвкушая сыновнюю благодарность, устремляются покупать коньки в «Детский мир» Центрального универмага Мосторга.

2

Прекрасный писатель Зола в одном своем романе воспел «одиссею» буржуазного торгашества. Его увлекли романтика и буйный риск массовых распродаж, стратегия и тактика оптовой розницы универмагов - этих парламентов вкусов и влечении демократических тротуаров могучего города.

Универмаги ворвались в обиход капитализма, начав с покорного послушания склонностям толпы. Они стремительно промаршировали свой победный путь под барабаны реклам, под фанфары зазываний - и вот они стали безжалостными диктаторами оглушенных потребителей.

«Товары суть вещи и потому беззащитны перед лицом человека, - заметил Маркс в «Капитале». - Если они не идут по своей охоте, он может употребить силу, т.е. взять их».

Но извилистое искусство капиталистической торговли сделало и человека беззащитным перед товарами. Товары начали прибегать к наглой силе: они ослепляли нестерпимым блеском сиятельных витрин, они горланили в тысячах анонсов, они вползали в волчью шкуру внешней нарядности и побеждали человека, хищно брали его в плен, становясь насильно навязанными ему и недолговечными вещами.

3

Входные тамбуры Универмага Мосторга недавно были закупорены на два месяца: в магазине производился творческий ремонт.

Затем двери гостеприимно распахнулись, и каждый день в них хлещет высокий людской полуторастотысячный вал, оседая в шестиэтажном замке Универмага пятидесятые тысячами покупателей и почти миллионом рублей.

Мосторговский универмаг всеобъемлет разностороннейшие виды ширпотреба. Здесь сосуществуют белокурые шкафы и лакированные стаканы, кудрявые свитера - при одном взгляде на них становится тепло - и сахарно - белые электровыключатели, гулливые балалайки и (породистые ковры, умные книги и тонкокожие костюмы. Здесь быстро вращается целый «Детский мир», где все товары юны и еще не выросли до взрослых размеров.

Здесь реализуется основное свойство товара - способность удовлетворить какую - либо человеческую потребность.

4

По столбовому тракту советской торговли устремляется вся неохватная, ширящаяся ото дня ко дню лавина производимых товаров. Этот тракт - кратчайший путь из города в деревню. На нем дружелюбно встречаются плоды высоких колхозных урожаев, обильных колхозных удоев с продукцией пролетарских фабрик.

«Чтобы экономическая жизнь страны могла забить ключом, а промышленность и сельское хозяйство имели стимул к дальнейшему росту своей продукции, надо иметь еще одно условие, а именно, - развернутый товарооборот между городом и деревней, между районами и областями страны, между различными отраслями народного хозяйства. Необходимо, чтобы страна была покрыта богатой сетью торговых баз, магазинов, лавок. Необходимо, чтобы по каналам этих баз, магазинов, лавок безостановочно циркулировали товары от мест производства к потребителю. Необходимо, чтобы в это дело были вовлечены я государственная торговая сеть, и кооперативная торговая сеть, и местная промышленность, и колхозы, и единоличные крестьяне» (из доклада т. Сталина на XVII съезде партии).

Страна производит неохватную уйму товаров. Но их не хватает. Мудрый двигательный принцип социализма: «с каждого по способностям, каждому по труду». А молодая страна тратит с охотой и готовностью очень много труда на созидание невиданного мира. Строителям много причитается по великому их труду, что же удивительного в том, что нам не хватает товаров!

Но они будут, будут в социалистическом изобилии. Через три года, в канун третьей пятилетки, страна получит, вернее купит их вдвое - втрое больше.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены