«Аукцион»

Нина Тихонова| опубликовано в номере №1483, март 1989
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Ироничные рассказчики» современной жизни

Современный молодежный жаргон я люблю за его образность. Например, словосочетание «отвязанные люди»... Сразу представляется осиновый кол, вокруг которого по безупречно четким орбитам мотается «привязанное» человечество. От незримых или осязаемых центростремительных сил даже на время рок-концерта «оттянуться» не всякий способен. А уж стать «отвязанным» на всю жизнь... Тут дело не в почине, а в умении.

В отличие от других представителей социально детерминированного советского рока, «Аукцион» ближе всех подходит к изначальной мысли рок-движения — начать раскрепощение с личностного, интимного самоощущения. Только не надо ханжески вздрагивать! По-моему, призыв «начать перестройку с себя» подразумевает как раз первый круг людских взаимоотношений, то есть то, что принято называть любовью и дружбой, на уровне элементарных «ближайших» связей, с подружкой, с женой, с приятелем. К этой сфере и обратился «Аукцион».

Руководитель, он же гитарист и автор музыки, Леонид Федоров начал создавать свой ансамбль вместе с бас-гитаристом Виктором Бондариком еще десять лет назад, учась в школе. В 1980-м, который считается годом создания коллектива, к ним присоединился клавишник и текстовик Дмитрий Озерский. Еще два года спустя для группы стал сочинять тексты Олег Гаркуша — яркий персонаж, колоритнейшая фигура «Аукциона».

Поначалу группа поддалась повальному тогда увлечению хард-роком. Однако дебют 1983 года в Ленинградском рок-клубе окончательно подтвердил, что это направление неперспективно. До 1985-го об «Аукционе» не слышно. Тем временем в группе появляется свой художник Кирилл Миллер, который, подкрепляя новые искания музыкантов, разрабатывает грим, костюмы, элементы декораций — словом, разнообразное шоу, и, что самое интересное, делает для каждого выступления оригинальный импровизационный вариант. Миллер постоянно путешествует с «Аукционом», к тому же являясь самостоятельным студийным музыкантом, — он записал три магнитофонных солоальбома под общим названием «Орган внутренних дел».

Потом пришли саксофонист Николай Рубанов, Павел Литвинов — перкуссия (самобытные ударные инструменты), гитарист Дмитрий Матковский (экс-« Мануфактура»). Недавно сменился барабанщик, теперь это Борис Шавейников.

Многие из ребят «Аукциона» сотрудничают с другими творческими коллективами. Литвинов выступает в группе «Джунгли». Матковский записывает сольные альбомы, а в 1987 году участвовал в Ленинградском рок-фестивале с приглашенными музыкантами, объединившимися под названием «Охота романтических ихъ». Гаркуша сотрудничает с «Поп-механикой» С. Курехина.

И все артисты «Аукциона» до последнего времени формально артистами не являлись. Бондарик работал водителем автобуса, Федоров окончил Политехнический институт и был инженером-технологом, Гаркуша — киномеханик. Оно и понятно — ни у кого из ребят нет специального музыкального образования. Только перестройка взглядов на принципы профессионализма позволила музыкантам зафиксироваться в Василеостровском молодежном культурном центре.

Группу очень украсило недавнее пополнение — второй шоумен, выпускник отделения хореографии Института культуры Владимир Веселкин. В дополнение к Гаркуше он создает не иллюстративный, но метафорический пластический ряд программы, значительно расширяющий ее содержание. Веселкин блестяще импровизирует в неповторимой манере, тем более убедительной, что отлично владеет техникой классической хореографии, пантомимой и графикой восточных танцевальных приемов.

На пути формирования ансамбля были и потери. В частности, вокалиста С. Рогожина переманили из «Аукциона» в группу «Форум» на место перешедшего в «Электроклуб» В. Салтыкова. Недавно посмотрев выступление «Форума», не могу не посочувствовать певцу: у Рогожина, на мой взгляд, не такой яркий имидж, чтобы единолично вытянуть на некий удобоваримый уровень посредственную «попсу».

Однако нет худа без добра. Уход Рогожина открыл вокальные данные самого руководителя «Аукциона» Федорова, голос которого, бесспорно, выразителен и богато интонирован.

Первая покорившая зрителей программа «Аукциона» называлась аналогично шлягеру итальянского певца-подростка Робертино Лорети — «Вернись в Сорренто». Сладкоголосая эстрада заливала уши, пока наши соотечественники эмигрировали «в сторону Нила». А те, кто оставался, жаждал местных «Рио-де-Шушары» — так был назван первый концертный альбом «Аукциона». (Шушары — пригород Ленинграда, где состоялось выступление). Он слабее последнего, сейчас группа явно на творческом взлете. Тексты песен «Аукциона» иногда грешат доморощенным гамлетизмом, замешанном на поверхностных выдержках из модных философских теорий. Согласитесь, замечания типа «Деньги — это бумага» или «Нас просто нет... и в принципе, видимо, не было вообще никогда» — оригинальностью не блещут. Второй альбом — «В Багдаде все спокойно» музыканты вообще сочли шагом «в сторону», несвойственную творческим интересам группы. Тем не менее, то излишне прямолинейными, то окольными путями ребята постепенно приходят к стройной логике третьей программы, имеющей варианты и сценического шоу, и студийной записи, — «Так я стал предателем». После нее уже не требуется дотошно втолковывать, что«наша жизнь — тоже панковский сон».

Музыканты не идентичны своим песенным персонажам, но имидж ироничного рассказчика, «отвязанного» соучастника и наблюдателя жизни стараются сохранить всегда. Сегодняшняя «отвязка» молодых — это еще одна попытка разобраться в вечной проблеме: как прочертить границы нравственно дозволенного в потенциальной беспредельности свободы? Может быть, вообще отказаться от ограничений? Уж слишком очевидно за нравоучительными внушениями проглядывает лицемерно-блудливая мещанская мораль самих проповедников. На фоне открытий нынешней публицистики не столь удивительными выглядят песенные персонажи «Аукциона». Среди них — уродливый порочный юнец, весьма убедительно объясняющий свою извращенность навязчивым вниманием женщин... Обычно причину падения нравов видят в пренебрежении духовными идеалами. А что поделаешь, если материальные ценности действительно очень заманчивы — мечты о них пародийно растекаются в песнях «Аукциона» сладким сиропом. Но разве можно всерьез руководствоваться совершенно абстрактными «идеалами», особенно из тех, что щедро пропагандирует та же эстрада? После ее посулов хочется, вслед за музыкантами, лишь шутейно затребовать все обещанное сразу и побыстрее:

Подари мне звезду, и не одну,
Мечту, и не одну,
Одну и не одну весну

Впрочем, зачем же требовать? Загляните-ка себе в душу. Именно такой честностью поиска хоть чего-то, что стоило бы не предавать, и еще юношеской, вероятно наивной, но всегда вызывающей симпатию верой найти привлекательны для меня выступления «Аукциона». Группа не берется однозначно подытожить в песнях все проблемы, она выявляет эпицентры напряженности и убеждает — затронутые вопросы не ограничиваются подростковым возрастом. Они касаются всех нас. Ответа на них человечество ждет не первое Тысячелетие.

Ждите ответа…

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Лотерея

Рассказ

Доморощенная «омерта»

О допинге в советском спорте

Слово этого дня

«Игры в Лефортове» - места хватит всем