Знаменитый иконописец Андрей Рублев жил в очень тяжелое, неспокойное время, когда разрозненную на враждующие между собой княжества Русь постоянно опустошали, грабили, сжигали и уводили людей в плен татаро-монгольские завоеватели во главе с ханом Батыем. Были полностью разрушены Серпухов, Переславль, Нижний Новгород, Ростов. А в 1410 году татарское войско напало на Владимир и полностью разрушило Успенский собор. В эти годы след иконописца затерялся на целых двадцать лет, и только в 1422 году он появился снова, когда над усыпальницей Сергия Радонежского вместо деревянного храма был выстроен храм из камня, и для его росписи игумен Никон пригласил Андрея Рублева. Так, среди разорения, разрухи, междоусобных войн, голода и болезней был создан выдающийся шедевр - икона «Святая Троица», вписавшая имя Рублева в историю на века и ставшая вершиной его творческого наследия. Ею восхищались и продолжают восхищаться до сих пор, и она считается самой совершенной и прекрасной русской иконой.
Сведений об Андрее Рублеве сохранилось очень мало, но ученым, в связи со все больше возрастающим интересом к личности иконописца, удалось их расширить. О нем написаны книги, созданы фильмы. Его «Святая Троица», признанная непревзойденной, стала символом России. С нее сделано огромное количество копий и репродукций.
Художник-иконописец Андрей Рублев родился в московском княжестве приблизительно в 1360 году. Отец его был ремесленником, о чем говорит фамилия, вернее, прозвище Рублев (в старину фамилий не было), произошедшее от слова «рубель» - инструмент для выделки кожи. Родители Андрея погибли во время набега татарской орды и 13 - летнего сироту приютили монахи Спасо-Андроникова мужского монастыря, расположенного недалеко от Кремля. В честь основателя монастыря - святого отца Андрона - мальчику дали имя Андрей. (Имя его при рождении так и осталось неизвестным). В этом монастыре он жил и работал до конца своих дней. При этом, как бы сказали это сегодня, личной жизни у него не было, так как Рублев прошел посвящение в монашеский чин и отказался от желания заводить жену и детей.
Монахи обучили Андрея иконописи. Он был старательным, усердным учеником, быстро овладел сложнейшим мастерством и сразу понял, что это станет делом всей его жизни. А еще юноша постигал основы архитектуры и делал рисунки к рукописным церковным книгам, которые писались в монастыре.
Создание иконы - дело трудоемкое, в процессе участвует не один, а несколько человек. Рублев организовал свою артель, взял себе учеников и подмастерьев, с которыми ходил по городам, восстанавливая разрушенные церкви, строя новые и расписывая их стены ликами святых. Писал он и иконы, все больше проявляя собственный стиль и создавая свою, московскую школу иконописи в другой манере письма в отличие от принятой в то время за образец византийской школы, требующей строгого изображения святых в темных тонах, с характерными римлянам суровыми чертами лица.
Рублевские работы узнавались сразу: они были полны света, плавных, мягких линий и писались голубыми, розовыми, золотистыми, зелеными (цвет жизни)- красками. Одухотворенные, со славянскими чертами лики на его иконах передавали нравственную силу и духовную красоту человека.
В 1405 году Андрею, вместе с его учителем Феофаном Греком, известным старейшим иконописцем на Руси того времени, доверили строительство, создание икон и роспись стен Благовещенского собора Кремля. С этого времени имя Рублева впервые упоминается в летописях. Но храм этот, вместе с иконами, сгорел во время пожара. А в 1408 году артель Андрея Рублева расписала стены Успенского собора во Владимире, бывшем в течение двух веков российской столицей.
В последние годы своей жизни в подмосковном Сергиевом Посаде Рублев со своей артелью строил и расписывал Троицкий собор. Для его иконостаса, выполненного в честь основателя святого Сергея Радонежского, который первым призывал к борьбе с ордой, мирил враждующих между собой князей и утвердил на Руси культ триединого Божества, Андрей создал храмовую икону «Святая Троица» с изображением трех ангелов - вершину своего творчества, признанную во всем мире. шедевром древнерусской живописи. За основу «Троицы» он взял сюжет о праотце Аврааме, которому явились три ангела под видом странников. Авраам и его жена Сара встретили их с почтением, омыли ноги, закололи тельца и пригласили за стол. Ангелы же предсказали пожилым и бездетным супругам, что у них родится сын, а сам Авраам станет родоначальником целого народа… «Святой Троице» суждена была многовековая жизнь, и это единственная икона кисти Андрея Рублева, дошедшая до наших дней. Она до сих пор обращает на себя внимание, призывает к миру, взаимопониманию, любви. Людской поток к ней с годами только возрастает, а ученые до сих пор ломают головы над ее тайной.
Фресок, созданных рублевской артелью, в Троицком соборе не осталось - спустя два столетия их закрасили. Сохранился лишь иконостас с иконами его учеников и двумя копиями «Троицы». Одна была сделана по указу Бориса Годунова в ХVI веке, другая была выполнена в реставрационной мастерской И.Э. Грабаря в начале ХХ века. Подлинная же работа Рублева в 1929 году поступила в собрание Государственной Третьяковской галереи и только через шесть столетий получила широкую известность, как выдающееся произведение изобразительного искусства. Почти век она украшала зал древнерусской живописи Третьяковки. А в мае 2023 года, по решению президента РФ Владимира Владимировича Путина, чудотворная икона «Святая Троица» была возвращена туда, где и была создана - в стены Троице-Сергиевой Лавры. В настоящее время она находится на реставрации.
Чудом уцелело несколько фресок кисти Рублева в единственном соборе – Успенском, который находится в городе Владимире и входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. В том же Владимире хранится и самая древняя копия чудотворной иконы «Богоматерь» кисти Рублева, а подлинник хранится в Москве. (В 1395 году, во время нашествия Тамерлана, Рублева попросили сделать эту копию для города Владимира.)
Точную дату смерти иконописца исследователи его творчества долгое время не могли установить - она колебалась между 1428 - 1430 годами. И только по найденной в в Спасо-Андрониковом монастыре полустертой, пережившей несколько столетий надписи на надгробной доске на месте погребения окончательно установили, что скончался Рублев именно в 1430-м году от чумы, которая свирепствовала в те годы, причем скончался за работой над очередной иконой, которую писал для Спасского собора. На территории Андроникова монастыря его и похоронили рядом с колокольней… Этот монастырь стал памятником «величайшему гению Древней Руси, создавшему произведения, в которых все пронизано любовью и верой в человека», - писал о Рублеве грузинский режиссер, ученик К.С.Станиславского Давид Ильич Арсенишвили - инициатор и основатель музея Андрея Рублева на этом месте, а также его первый директор. Музей был торжественно открыт в 1960 году, в связи с 600 -летием со дня рождения Рублева. Этот год ЮНЕСКО объявило «Годом русского иконописца Андрея Рублева», который отмечался во всем мире. А через 25 лет музей стал Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Среди его 15 тысяч древних икон есть только две копии (списки) иконы «Святая Троица».
Также в Андрониковом монастыре возвышается и самый древний белокаменный храм Москвы за пределами Кремля: Спасский собор ХV века - Собор Спасса Нерукотворного, построенный в 1425 году. Андрея Рублева, его создателя, современники называли «весьма необыкновенным иконописцем, имеющим почитаемую старость, и писали: «Он участвовал в строительстве по своему проекту обителя Андроникова монастыря, создал церковь прекрасную и чудной росписью своими руками украсил в память своих отцов, во славу Христу Богу».
К сожалению, от пожара 1812 года собор сильно пострадал, от фресок остались лишь небольшие фрагменты…
Первым памятником Андрею Рублеву стала скульптура, высеченная из камня, Валерии Ленской. В 1967 году памятник был установлен перед входом в Андроников монастырь. Иконописец сидит на скамье в момент работы над иконой. В 1985 году эта скульптура была перенесена в Новоспасский монастырь в Москве, где находится до сих пор, а на ее месте был установлен бронзовый памятник, на котором Рублев изображен во весь рост - работа народного художника СССР, скульптора Олега Комова. Это самый известный из трех памятников величайшему гению России. Третий - тоже бронзовый и того же автора – стоит в парке рядом с Успенским собором во Владимире. (Это единственный собор, сохранивший до наших дней в своем интерьере фрески кисти Андрея Рублева.)
Наследие мастера небольшое, но оно бесценно. Широкая же публика узнала имя величайшего гения и подробности его жизни в основном после выхода на экран фильма режиссера Андрея Тарковского «Андрей Рублев» в 1966 году.
А 1988-м - год тысячелетия Крещения Руси – собор Русской Православной Церкви решил причислить иконописца к лику святых. Андрей Рублев – первый русский художник, который был канонизирован.
В 2010 году посетители Третьяковской галереи побывали на выставке «Подвиг иконописания», посвященной 650-летию великого живописца. К юбилею были выпущены монеты и марки.
В память о погребении Андрея Рублева в Андрониковом монастыре установлена мраморная стела белого цвета с изображением на сером барельефе одного из ангелов самой прославленной иконы кисти мастера «Святой Троицы» - работа скульпторов народного художника РФ Владимира Суровцева и его сына Даниила.
В начале 2000-х на частные пожертвования в Москве выстроены два храма, носящие имя Андрея Рублева. Один в Раменках - белокаменный, другой, деревянный, - на Верхней Масловке.
Величайший гений древнерусской живописи подарил людям, по словам академика Д.С.Лихачева, «возрождение веры в человека и в его нравственные силы». А И.В.Сталин вписал его имя первым в ряду великих имен: «Иконописец преизрядный, превосходный художник, всех превосходящий в великой мудрости». Вот такое самое высокое признание получил Андрей Рублев и почитается до сих пор.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.