Разговор о любви

И Соловьева, М Каретникова| опубликовано в номере №916, июль 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

Вспомним Анфису из «Угрюм-реки», весь смысл жизни которой - в ее мятежной любви; Аксинью из «Тихого Дона», ни разу не задумавшуюся над тем, кто и во имя чего борется и в чьих рядах ее ненаглядный Григорий... Да вся история литературы повествует нам о женской страсти, о жажде любви и ее разрушительной силе, если она не находила удовлетворения, чему вечный пример - образ Анны Карениной.

И, по-моему, первые же слова о женском равноправии уничтожили исключительность женской любви, порожденную не женской натурой, но только лишь тем, что все человеческие, творческие, созидательные силы женщины были заперты в узкий круг любовных интересов. Современная молодая женщина вроде Леры ищет в любимом помощника в жизненной борьбе, в творческой жизни, в воспитании детей, в овладении достижениями современной научной, политической, художественной мысли, она ищет себе такого друга, с которым можно будет организовать тыл жизни, а не ее фронт, друга, который поможет освободить душевные силы для общественного труда, а не для бесконечных «выяснений внутренних отношений», ревности, слежки, подозрений, примирений, нравственных потрясений. «Любовь чахнет под принуждением; самая ее сущность - свобода; она несовместима с повиновением, с ревностью или страхом; она там наиболее чиста, совершенна и безгранична, где ее приверженцы живут в доверии, в равенстве и отсутствии условностей», - писал великий английский поэт П. Шелли, знаток закономерностей духовной жизни человека. И мы сейчас имеем объективные условия для такой любви, задача состоит в том, чтобы были созданы и субъективные условия.

Счастье или благоразумие

И. Соловьева

Вроде бы права Марина Каретникова в главном пафосе своей статья: любовь - дело серьезное; любовь - это семья, дети и ответственность, а не прыганье по цветущим лугам. Отсюда любовь девочки Гали, которой 15 лет, - это блажь, ибо в брак она вступить не может (и не думала как-то даже об этом), детей опять же не может иметь. Она материально несамостоятельна. Стало быть, у нее никакая не любовь, а просто блажь. Критик так решительно и заявляет: блажь! Вот была бы Галина мама дома, она бы ей объяснила. Она бы ей показала!

Поскольку мамы нет, ее роль играет критик...

Но я почему-то думаю, что у Гали была умная мама... В сущности, позиция критика целиком совпадает с позицией Галиной сестры Лиды. Любовь - дело серьезное, а не прыганье по цветущим лугам. Но вот беда! Человечеству хочется прыгать по цветущим лугам. Мало того: ему это свойственно. И нет, наверное, ни одного человека, который хотя бы раз в жизни не предавался этому неразумному занятию. Недаром сама Каретникова эпиграфом к своей статье берет выразительные строки Мольера о любви. Только под любовью она разумеет не такое безрассудное чувство, как у Гали из рассказа «Тебе вручаю», а чувство глубоко продуманное, с заранее определенной целью.

Кто из героев вызвал наибольшее уважение критика? Жена Сергея из «Папа, сложи!», красавица, умница, уважаемый кандидат наук. За те десять лет. которые для Сергея прошли впустую, по паркам и стадионам, она сумела родить дочь, окончить институт и аспирантуру, защитить диссертацию и теперь подыскивает себе более подходящую пару, так как Сергей ей, естественно, уже не пара. Лера из «Иртумея», которая не собирается влюбиться ни в интересного и страшно непутевого Чагина, ни тем более в женатого начальника строительства Тонгурова. Еще бы, женатый человек не пара! И вообще со времен ранней юности Лера ни в кого не влюбляется. А роман юности, судя по всему, был сродни Галиной нелепой любви. А вот о красивой Лериной подруге, влюбившейся в пропащего человека Чагина, критик говорит с усмешкой. А наибольшее возмущение вызывает у критика Галина дикая, нелепая и явно неблагополучная любовь. Лера из «Иртумея» не способна на всепоглощающее чувство. И критика это радует: женщина в наши дни не может только отдаваться любви, не думая о пользе обществу. Конечно, о пользе обществу надо думать. Но вот как тогда судить Тонечку Грызлову из рассказа Георгия Семенова «На вырубках»? Ведь ей придется отдать любимому всю, без остатка, жизнь: он же безногий. Ее трагическое, горькое, неразумное письмо освещает весь рассказ. Коротенькое письмо, и места Тонечкина история занимает не так уж много, а ведь рассказ о ней, о Тонечке, о ее любви, о том, что она за человек. А хороший, должно быть, человек Тонечка, замечательный! Ничего о ней не сказано вроде, а можно, зная только об этой любви, многое о ней рассказать безошибочно. О ее доброте и душевной тонкости, о ее мужестве и стойкости, о ее умении отдать себя. О любви и уважении к отцу. Ах, да на одной странице и не уместить все те мысли, которые вызывают Тонечка и ее письмо! Мастерство Г. Семенова как рассказчика в том и состоит, что в небольшом этом рассказе он уместил целый роман о жизни и любви. «Повезло, должно быть, этому парню!» - скажет каждый. Но ведь и Тонечке повезло - повезло в том, что она умеет любить, и в том, что она этого неведомого нам парня встретила, которому жизнь отдать не жалко. И неплохой, должно быть, он человек. Не только потому, что Тонечка его любит, - а уж плохого она не полюбит, а полюбит, так сделает хорошим. - но и, помните, как он жалости ее боится? Повезло Тонечке, и письмо ее, тревожное, беспокойное, - счастливое письмо: «Жизни мне нет без него...»

А давайте посмотрим, кто еще из героев счастлив, как Тонечка? Счастлива ли хирург Лера из «Иртумея»? Нет. Она испытывает радость от работы, хорошо выполненной. Но ведь она думает с горечью о том, что она не может так любить, как Анна Каренина или Ирен.

Гораздо счастливее неблагоразумная Лариса, которая потеряла свою голову красивую от Чагина я собирается тунеядца Чагина сделать человеком.

Несчастлив герой Гладилина: он завидует девушке, которая умеет любить, - сам он любить не может.

Несчастлив Сергей из рассказа «Папа, сложи!»: он не любит и не умеет любить. Гораздо, счастливее Римма из рассказа Гладилина, хотя ее и не любят. Но зато она сама любит!

Счастлива ли уважаемая жена Сергея? В данной ситуации она определенно несчастлива. Какое уж тут счастье, когда приходится лгать и изворачиваться! Но вот устроит она свое новое семейное счастье, предположим, с человеком, равным себе, тоже кандидатом наук. И начнет писать докторскую диссертацию, защитит и перерастет мужа. И придется ей, бедной, снова устраивать семейное счастье с другим человеком, уже с доктором. И о любви тут нет и речи. А если она любила Сергея, то как она могла спокойно писать свою диссертацию, видя, что муж несчастлив? Ах, она не видела! Значит, не смотрела, не думала, не замечала, то есть не любила. Для нее, видимо, семейная жизнь действительно была тылом, пока она спокойно воевала на общественном фронте. И ведь так может продолжаться до бесконечности. Ничего себе образец, достойный уважения и подражания!

На одном только основании можно судить, как видим, о человеке - на том, как он относится к любви. Любовь, отношение мужчины и женщины есть естественнейшее, по словам Маркса, отношение.

Я думаю, что М. Каретникова не права, когда она говорит о Галиной любви.

Из всех героинь и героев именно Галя самая счастливая. Именно она испытывает ту смесь страха, горя и надежд, которая и означает истинный интерес к жизни. А как обостряются все чувства у нее, даже зрение! Как много она думает! И логика М. Каретниковой меня действительно поражает: «Как она не понимает, что, предлагая помыть полы, она фактически предлагает себя». Правильно. Предлагает. Ей самой это не нужно, она и не задумывается над этим, пока Лида не открывает ей глаза. Ей нужно совсем другое - хоть что-то сделать для любимого. М. Каретникова скажет, что у нее нет гордости, что она аморальна.

Нет, ею руководит самая высокая, самая чистая мораль! Мораль любви, мораль Джульетты! «Если тебе нужна моя жизнь, возьми ее». Неблагоразумно? Безрассудно? Нерасчетливо? Да кто и когда сказал, что любовь должна быть рассудительной, расчетливой, трезвой? Галя готова отдать все, что у нее есть, ничего не требуя взамен. Поэтому и говорим мы о полноте ее чувства, о самоотдаче, самоотречении. А разве расчетлива Тонечка? Она, правда, уже продумала, как, где и на что они будут жить. Потому что от нее зависит все: и хлеб, и дом, и деньги, и работа. Если бы Гале надо было стать расчетливой и трезвой, чтобы спасти Костю, она проявила бы чудеса трезвости и расчетливости.

Любовь - проявление сущности человека... Жена Сергея, о которой сказано так мало, проявила свою сущность полностью. Помните владимовскую «Большую руду» и двух женщин: невесту Пронякина и его женульку, буфетчицу? Невеста ждала его и «соблюдала» себя. И, процеловавшись с ним ночь, говорит, что сначала свадьба, а потом все остальное. Пронякин сбежал от нее и правильно сделал, верно почувствовав, что и другому она говорила то же самое. Трезвая расчётливость, а не любовь. А буфетчица кормит неизвестного парня щами и кладет в свою постель. Она поступает человечно. Хотя здесь налицо полное нарушение норм морали, на страже которых стоит М. Каретникова. Но нет двух моралей: морали любви и морали общечеловеческой.

Галя перестала делать уроки, она пропускает занятия, она грубит Лиде. И Каретникова тут же обвиняет ее в антиобщественных настроениях и распущенности и ставит в пример свое детство.

Но какие связи рвет Галя? Техникум? А она любила техникум? Не случайно мы даже не знаем, где она учится. Никогда техникум не занимал места в ее жизни. Она училась в нем, как учатся в школе. А любовь проявила ее связи, ее характер и интересы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены