Высшее образование в СССР приобрело исключительно важное значение. В стране 825 высших учебных заведений с контингентом студентов свыше 4 миллионов 600 тысяч. Подготовка кадров ведется более чем по 400 специальностям, а ежегодный выпуск специалистов достигает 700 тысяч.
Таковы ныне масштабы высшего образования, пути дальнейшего развития которого, его связи с наукой и производством обсуждались на страницах нашего журнала в выступлениях директора Всесоюзного научно - исследовательского института металлургического машиностроения, заведующего кафедрой автоматизации машиностроения МВТУ имени Баумана академика А. И. Целикова, ректора Московского автомобильнодорожного института профессора Л. Л. Афанасьева, проректора Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе профессора А. А. Лебедева на беседе за Круглым столом, проведенной редакцией, где участвовали академики Л. В. Канторович и А. Н. Колмогоров, член - корреспондент АН СССР Ю. А. Золотое, студенты и аспиранты МГУ.
В заключение полемики о проблемах и перспективе высшей школы - слово министру высшего и среднего специального образования СССР, члену - корреспонденту АН СССР ВЯЧЕСЛАВУ ПЕТРОВИЧУ ЕЛЮТИНУ, с которым беседует наш специальный корреспондент ЮРИЙ МИХАЙЛЯН.
- Вячеслав Петрович, знаете ли вы о ведущейся на страницах нашего журнала дискуссии?
- Да, знаю. И считаю подобный обмен взглядами полезным.
- Что, по вашему мнению, отличает высшую школу сегодня?
- Одной из особенностей современного развития общества являются глубокие преобразования в производстве. Возникают новые отрасли промышленности и науки, создаются более совершенные средства производства и технологические процессы, происходят качественные сдвиги в организации и управлении предприятиями, в характере трудовой деятельности людей, их духовной жизни. Повышается роль науки, возникают новые явления во взаимодействии человека и науки, человека и техники, общества и окружающей среды.
Для разумного использования достижений науки и техники, эффективной организации труда и управления требуется высокий уровень технического и гуманитарного образования. Возрастает потребность в специалистах, глубоко знающих свое дело, понимающих перспективы развития производства, способных вести экспериментальную исследовательскую работу, изменять производственный процесс. Это вызывает необходимость дальнейшего совершенствования содержания образования и методов преподавания. Более того, подготовка специалистов должна осуществляться на основе научного прогнозирования и долгосрочного планирования развития всех отраслей народного хозяйства, науки и культуры. Уже теперь, например, выявляется необходимость расширения подготовки кадров по таким направлениям, как лазерная и криогенная техника, инженерная психология, рациональное и комплексное использование и восстановление природных ресурсов, общественные науки... Ведется интенсивная работа, направленная в первую очередь на усиление подготовки специалистов всех профилей в области фундаментальных наук, дающих прочную основу для самостоятельной деятельности как в своей, так и в смежных отраслях науки и техники. С этой целью, в частности, в вузах вводятся новые специальности, такие, как «Автоматизированные системы управления», «Прикладная математика», «Конструирование и производство электронно - вычислительной аппаратуры». Организуются новые факультеты и вузы, многие высшие учебные заведения меняют профиль своей деятельности с учетом подготовки кадров для новых направлений науки и техники,
Так что высшая школа сегодня должна прежде всего отвечать требованиям науки, техники, производства, интересам социального и культурного прогресса, готовить специалистов с учетом перспектив общественного развития.
- Сейчас высказывается много различных суждений о совершенствовании подготовки специалистов в вузах и необходимости в связи с этим перестройки учебных планов и программ. Рассматриваете ли вы такую необходимость?
- В современных условиях быстро возрастающего объема учебного материала сложившаяся в высшей школе дидактическая система нуждается в совершенствовании, в обновлении педагогических методов. При этом я говорю о широком использовании накопленного опыта, разумном сочетании нового и традиционного, об организации учебного процесса на научной основе. Для высшей школы эта проблема непреходящая. Непрерывный научный и технический прогресс ставит все новые задачи, обеспечивая, правда, и новые возможности в совершенствовании учебного процесса.
Да, нам предстоит большая работа. И она требует глубокого научного анализа состояния и перспектив развития отдельных отраслей народного хозяйства, науки и культуры с тем, чтобы определить объем и научный уровень знаний, который должны получить студенты во время обучения.
Министерство совместно с научной, инженерно - технической общественностью и работниками промышленности, сельского хозяйства, культурных учреждений концентрирует внимание коллективов высших учебных заведений на более углубленной и широкой общетеоретической и общенаучной подготовке специалистов. Вместе с тем сосредоточивается внимание на повышении научного уровня специальных дисциплин, устранении разрыва между общенаучными и общеинженерными дисциплинами, с одной стороны, и специальными, профилирующими курсами - с другой.
Нельзя не сказать об усилении неразрывной связи теоретического обучения с практикой. Мы рассматриваем предложения о специализации выпускников в направлении, например, подготовки инженеров - исследователей, инженеров - проектировщиков (конструкторов), инженеров - технологов, инженеров в области организации и автоматизации управления. Молодой специалист должен быть знаком с техническими средствами инженерного труда, хорошо владеть электронно - вычислительной техникой.
И, конечно, все эти изменения в теоретической и практической подготовке студентов отражаются в учебных планах и программах. Учебным планом должна предусматриваться логическая последовательность изучения предметов в их взаимосвязи, гибкость в организации учебного процесса - чтобы каждое высшее учебное заведение могло быстрее реагировать на изменения, возникающие в соответствующей отрасли народного хозяйства, науки и культуры. Высшая школа обязана не только отражать, но и в известной мере опережать достижения практики,
Несколько слов об улучшении производственного обучения студентов.
Изучение части учебного материала на практике должно проводиться ведущими конструкторами, технологами, экономистами, агрономами, врачами, учителями и другими высококвалифицированными специалистами. Надо, чтобы студенты в период практики непосредственно на производстве выполняли самостоятельные работы в виде реальных проектов, научных исследований, участвовали в проведении экспериментальных работ и внедрении их результатов. Единство теоретической и практической подготовки, укрепление связи обучения с жизнью всегда были особенностью и преимуществом советской школы.
Однако, как бы хорошо ни были организованы учебный процесс и производственное обучение студентов, они не могут отразить все специфические особенности их будущей деятельности. В этой связи огромное значение приобретает предусмотренная постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР стажировка молодых специалистов. Основной задачей стажировки является приобретение специалистами практических и организаторских навыков, необходимых для выполнения обязанностей по занимаемой должности: инженера, учителя, агронома, экономиста, изучение специфических особенностей данной отрасли, принципов организации, управления и экономики конкретного производства, охраны труда, углубление специализации, а также ознакомление с новейшими научно - техническими и производственными достижениями.
- Очевидно, что успех деятельности высших учебных заведений по подготовке творческих специалистов и развитию научных исследований в решающей степени определяет преподавательский состав. Каким, на ваш взгляд, должен быть преподаватель в современных условиях?
- Преподаватель вуза - это научный работник, который хорошо овладел научными методами обучения и воспитания, умело использует технические средства в преподавании, непрерывно повышает свою квалификацию, активно участвует в научно - исследовательской работе, в общественной жизни. Словом, это передовой человек нашего общества.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
С генеральным секретарем Всемирного Совета Мира Ромешом Чандрой беседует специальный корреспондент «Смены» Виталий Засеяв