Решение показалось настолько необычным, что на этот участок зачастили комиссии. Но сколько их ни приезжало, все признали в конце концов, что решение принято верное. Видите, какова наша работа: она иногда требует не верить здравому смыслу, очевидности, а верить какому-то, внутреннему чувству, которое, конечно, должно быть подкреплено точным расчетом.
В 1943 году Александра Алексеевича и его товарищей прямо из-под Сталинграда направили на изыскание новой трассы - Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань. Они только что закончили строительство Волжской рокады, которая впоследствии сыграла важнейшую роль в разгроме армии Паулюса. (Кстати, рельсы для этой дороги были сняты с построенного уже участка дороги Бам - Тында).
Им, молодым и крепким парням, было совестно ехать в тыл. Много позже поняли они своевременность решения о строительстве новой дороги. А тогда утешались только тем, что задача стоит перед ними невероятно трудная: в кратчайший срок проложить трассу длиной в 500 километров. Дорога должна быть максимально дешевой. Предварительно было решено, что дорога пройдет по долине реки Хунгари, хотя это казалось почти невозможным из-за нескольких скалистых прижимов, которые круто обрываются в реку с большой высоты. Дорогу пришлось бы перебрасывать с одного берега на другой, а для этого нужно строить дорогостоящие мосты.
Как пройти проклятые прижимы и не строить мостов?
После мучительных раздумий Побожий предложил нечто совершенно на первый взгляд несообразное - в самых трудных местах дорогу вести не по крутым склонам реки, а прямо по ее руслу, предварительно отсыпав насыпь из глыб, подобных тем, что устилают дно Хунгари. Крупные глыбы станут как бы сваями для железнодорожного полотна...
- Александр Алексеевич, как ведет себя сейчас полотно на прижиме Хунгари?
Он счастливо улыбается:
- Недавно приезжали оттуда товарищи, говорят, правильно себя ведет.
... Это решение стало классикой изыскательского дела. Оно найдено специалистом, который был молод. Тогда молодостью объясняли эту дерзость мысли. Но прошло тридцать с лишним лет, а этот человек по-прежнему озадачивает коллег неожиданными решениями. И дело не столько в счастливо сохраненной молодости, сколько в несомненном таланте изыскателя.
Что это за особое понятие - талант изыскателя?
- Я знал многих людей, сильных, мужественных, готовых к любым лишениям, из которых изыскателей не получилось. Они могли знать каждую деталь рельефа, облетать все маршруты на вертолете, пройти их, как говорится, своими ногами, тщательно изучить карты. Но приходит час, когда нужно как бы оторваться от земли и увидеть тысячу километров трассы сверху единой линией. Наступает момент, когда, должна заработать интуиция и фантазия. Если фантазия не «включается», изыскателя нет, а есть добросовестный исследователь местности.
- Фантазия, интуиция - это опять из области творчества. Но есть ведь в работе изыскателя и скучная, малопривлекательная сторона?
- Сколько угодно. Для меня, например, она начинается с составления смет. У нас экспедиция комплексная. В нее входят собственно изыскатели, геологи, гидрологи, специалисты по гражданским и железнодорожным сооружениям, мостовики, экономисты и т. д. (всего около двадцати профессий). Мы должны запроектировать каждую станцию, разъезд, дело, жилые помещения. На каждый из объектов, на каждый перегон готовится отдельная смета. Для этого мы должны знать о будущей дороге и ее работниках очень многое. Например, сколько народу потребуется для обслуживания каждого участка, будут ли у них дети и поскольку (то есть какой «коэффициент семейности» следует заложить в сметы), и в связи с этим предусмотреть клубы, бани, пионерские лагеря, детские сады на определенное количество мест. Должны знать даже - это тоже входит в стоимость дороги, - понадобится ли на такой-то станции прачечная и на сколько килограммов сухого белья она должна быть рассчитана. Я лично экономическую, бухгалтерскую часть работы люблю меньше всего. А есть у нас такой Иосиф Григорьевич Ромащенко - ему бы только что-нибудь посчитать. Прежде он работал главбухом Мосгипротранса. Сейчас ушел на пенсию. Чтобы не скучать, решил пойти в экспедицию рабочим. И вот все свободные вечера - иногда и ночи напролет - помогает нашим бухгалтерам. Даже интересно, что он в этой работе находит? На все, видно, нужно призвание.
- Несмотря на то, что у «колыбели» железной дороги стоят множество опытных специалистов, случаются, наверное, и ошибки? Ошибку изыскателя невозможно скрыть - ведь и удачно найденная и «бездарная» трасса существуют, столетиями, являясь своеобразным памятником человеческому вдохновению или отсутствию такового. Расскажите, пожалуйста, о наиболее известных, так сказать, классических ошибках изыскателей.
- О трассе, как о художественном произведении, не бывает единого мнения. Гарину-Михайловскому до сих пор, например, многие ставят в вину то, что, выполняя изыскания по Транссибирской магистрали, он якобы по ошибке обошел Томск и помешал городу интенсивно развиваться. А вместо этого дал новую жизнь никому не известному поселку Новониколаевску, который стал Новосибирском. А я убежден, что изыскатель был прав - дорога минует Томск, но зато минует и обширные Васюганские болота, пройти которые по тем временам было делом невероятно трудным.
Более свежий пример. В 1947 году смелому, талантливому, известному по всей стране изыскателю Федору Алексеевичу Гвоздевскому предложено было решить, как строить дорогу Тайшет - Лена: учитывать, что часть трассы пройдет в зоне затопления будущей Братской ГЭС, или нет. Если учитывать, то придется гнать дорогу по высоким отметкам, что задержит строительство и сделает его недопустимо (по тем, послевоенным временам) дорогим.
Я часто видел Гвоздевского мрачным в то время. Он знал, что и «наверху» не могут прийти к общему мнению. Но решать в конечном счете должен был он. Гвоздевский выбрал дешевый вариант. Через двадцать лет, когда большой участок дороги оказался на дне Братского моря, Гвоздевского многие упрекали за это. А на мой взгляд, решение было принято единственно верное - убытии от перенесения затопленного участка несравнимы с выгодами, которые дало скорейшее введение линии Тайшет - Лена. Не будь этой дороги, и Братскую ГЭС не удалось бы построить в рекордно короткий срок.
- Какова идеальная дорога в представлении изыскателя?
- Идеально прямая.
- Известно, что самая прямая дорога в нашей стране - Октябрьская...
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.