- Да. «Автором» этой трассы является Николай I. Когда ему показали проект дороги, по которому линия от Петербурга шла к Новгороду, а оттуда поворачивала к Москве, он взял линейку, соединил прямой чертой две российских столицы и написал: «Быть по сему». (В районе Бологого линия дороги описывает небольшую дугу. Молва утверждает, что на то место чертежа пришелся высокородный палец, придерживавший линейку.) Но это ведь легче всего - взять линейку. А как быть с хребтами, марями, прижимами?..
- Вы участвовали в изысканиях еще на «старом» БАМе, в тридцатые годы, и помните, наверное, какие требования предъявлялись к дороге тогда. Насколько требования к новому БАМу отличаются от прежних?
- Это будет совершенно другая дорога по сравнению с той, о которой мы мечтали до войны. Ее средняя проектируемая скорость 100 - 120 километров, а в те времена пределом было шестьдесят. Новая трасса должна быть прочнее и прямее прежней. В связи с этим от изыскателей требуются более детальные разработки. Хлопот больше, но и возможности теперь другие. Мы смелее стали. Недавно, опять-таки на Гилюе, никак не укладывался кусочек трассы, мешала река. Пришлось ее наказать. Принято решение спрямить русло, укоротить Гилюй на километр. Раньше мы и думать о таком боялись.
- В Тынде все знают, как ревниво вы следите за укладкой пути на участке Бам - Тында. Удовлетворяет вас качество строительных работ?
- Укладкой руководят по большей части опытные специалисты, и, казалось бы, можно быть спокойным. Но меня очень волнуют «взаимоотношения» строителей с вечной мерзлотой. Сегодня каждый школьник знает, что БАМ - уникальная стройка. Нигде в мире человек не дерзнул еще проложить трассу такой протяженности в районах вечной мерзлоты, и мы говорим об этом без устали. Но пора уже начать учить и рядовых строителей и руководящих правилам строительства на мерзлоте, которых они часто не знают или не хотят знать. Мерзлота коварна. Сверху она прикрыта небольшим слоем мха, который сохраняет на поверхности мерзлого слоя более или менее постоянную температуру. Стоит содрать мох (пустить, к примеру, бульдозер), и мерзлота начинает таять. Причем это мина замедленного действия - через пять, через десять лет насыпь может вдруг начать оседать, рельсы уходить под воду, безошибочно указывая место, где работали неграмотные или недобросовестные люди.
На выстроенном участке уже есть протаивания, а постоянный ремонт дороги в таких случаях оказывается порой дороже прокладки новой трассы. Чтобы избежать беды, необходимо - и немедленно! - создавать специальные курсы для строителей. Тем более необходимо, что большинство из них люди молодые и потому как бы поневоле неопытные.
- БАМ-74 строят молодые. Наверное, и на изысканиях трассы занята молодежь?
- За последние годы выросло целое поколение молодых изыскателей. В экспедициях Мосгипротранса работают Николай Хвостик, Владимир Скорняков, Александр Левинсон, Альберт Артюнин и многие другие. Это хорошие специалисты, надежные люди. Словом, настоящие изыскатели.
- Они отличаются как-то существенно от изыскателей вашего поколения?
- Эти - нет. Тайга делает людей похожими. В хорошем, конечно, смысле. Она приводит к единым понятиям о добре и зле, к единым нравственным нормам. Но мне бы хотелось сказать несколько слов о нынешних молодых людях вообще. Они, безусловно, от нас, тех, какими мы были три-четыре десятка лет назад, очень отличаются. Они больше знают и больше имеют и оттого увереннее, смелее, требовательнее нас. Такие,' они мне нравятся. Но есть среди них малоприятные исключения с ярко выраженной расчетливостью натуры. Эти люди заранее знают, сколько «просидят» в тайге (работать в тайге можно только по любви, а разве человек знает, когда любовь пройдет?). Знают, на каком году нужно подаваться в главк, с кем дружить, чтобы послали за границу, и т. д. Может, я ошибаюсь, но сдается мне, что в дни моей молодости таких расчетливых да торопливых было меньше. В чем дело? Я не философ, не воспитатель и всех причин такого явления знать не могу. Но одну из причин, кажется, точно чувствую - это разница в глубине культуры. Не в широте (знают они больше нас), а в глубине. Сейчас молодежь читает очень много, читает в таком темпе, когда книга не успевает быть глубоко усвоенной, не успевает стать событием в жизни человека. Мы читали меньше: до книг ли было, если в молодости тайгу лаптями меняли, вьюки с экспедиционным оборудованием на себе таскали?! Но если уж попадало в руки настоящее произведение вроде книг любимого моего писателя Джека Лондона, то его герои становились друзьями на всю жизнь. Сейчас, когда в доме каждого стоит телевизор, Райкин существует для каждого лично. Он тебе улыбается, тебя смешит. А мы вынуждены были сами себя развлекать, изощрялись, как могли. И оттого все таланты, заложенные в человеке, развивались как бы невольно. Наша эмоциональная жизнь была богаче, мы пели, играли на гитарах, а сейчас на гитарах трынькают. Так вот, думается, от этой эмоциональной незаполненности жизни и расчетливость появляется.
Знаете, я при первом же разговоре с человеком могу определить, получится из него изыскатель или он через пять дней затоскует по асфальту. Первый взгляд на лицо - доброе ли? Злому человеку в тайге, в маленьком коллективе, где каждый день все носом к носу, делать нечего. Очень важно тоже, какие человек задает вопросы. Если его интересует объем работ, рельеф местности - хорошо, если коэффициент, надбавки и т. д. - дело гиблое.
- А как вы относитесь к деньгам?
- Ими жена заведует.
(Ирина Казимировна - радистка экспедиции.)
Иной раз только спросишь: что, нет уже денег? Ну, нет так нет.
- А к вещам?
- Никак не отношусь. Мне немного надо: здоровая пища и чтобы одет был, как требует атмосфера. Костюм испачкал, продрал, ну и выбросил. Дорогих не покупаю.
- А из «здоровой пищи» какое блюдо любимое?
- Ну, конечно, пельмени. Я их, как комбайн, леплю. Но это баловство для Москвы, а в Тынде не получается.
Не получается, потому что нет времени. Рабочий день изыскателя, как говорит Александр Алексеевич, это день крестьянина в страдную пору. Но как у всякого даже очень занятого человека, у Побожия случаются свободные часы, и тогда он садится за письменный стол, чтобы рассказать людям о работе изыскателя. Александр Алексеевич - автор книг «Дорогами тайги», «Тропой изыскателя» и других.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.