Каждый третий выпускник Рижского технического училища № 3 становится инженером.
Один из путей в мастерство лежит через творчество. Помните доктора Гаспара? Его внуки в латвийских ПТУ превзошли мастерство сказочного умельца. Стоит только пройтись по залам ежегодной выставки технического творчества воспитанников профтехучилищ, и...
Это валмиерские девушки умеют превращать стеклянные шарики в великолепную ткань.
Это выпускники 17-го ПТУ не только продолжают славу рижских мебельщиков, но и из мельчайших кусочков дерева создают мозаичные панно на темы латышского народного эпоса.
Это руками молодых строителей возводятся здания, преображающие древнюю Ригу, создаются животноводческие комплексы, школы.
Это кулинары и кондитеры, сыроделы и пивовары кормят и поят летом многочисленных гостей города-курорта Юрмалы.
Это... Что там говорить - слава доктора Гаспара явно меркнет.
Но вот что говорит мама восьмиклассника Индулиса Гравитиса:
- В училище я своего сына не отдам. Хочет работать - пусть идет сразу на завод, а потом посмотрим...
- Но, простите, ведь ваш сын может получить и профессию и среднее образование в училище. Таких учебных заведений больше половины.
- Нет, нет и нет! Зачем ему училище? Захочет десятилетку закончить, пусть учится в вечерней школе.
Сам Индулис разделяет мнение своей мамы:
- Не хочу в училище, что я, неуч какой-нибудь...
Такую маму пример героических жизней Юрия Гагарина, академика С. П. Королева, выпускников ремесленных училищ не убеждает. Таких сыновей тоже немало. Значит, и работы еще много. Профориентация сегодня - вопрос вопросов.
Мы взяли интервью у методиста по профессиональной ориентации Госкомитета Совета Министров Латвийской ССР по профтехобразованию Юрия Борисовича Гланца.
- Мы говорим: училище - кузница кадров. А что кроется за этими словами? Вот примеры: Рижский вагоностроительный завод - почти половина рабочих выпускники училищ, Олайнский завод химреактивов, Даугавпилсский завод химволокна (это «молодые» предприятия) - ядро коллективов здесь тоже составляют выпускники ПТУ.
Но училища не просто кузница кадров. Это, подчеркиваю, кузница высококвалифицированных кадров. Я хочу обратиться к истории. Еще в прошлом веке инженер-механик Московского технического училища Дмитрий Советкин и его товарищи по работе пришли к выводу, что нет смысла обучать будущего рабочего изготовлению всего того, что ему придется впоследствии делать. Главное - овладение определенными приемами и операциями, из которых складывается процесс труда, от более легких к более сложным. Так «русская система», получившая название операционной, стала всемирно известной. Сейчас система превратилась в операционно-комплексную. Учащийся ПТУ, овладев последовательно производственными операциями, начинает изучать сложные комплексные работы, выполнять те же функции, что и кадровый рабочий. И когда он приходит на производство, ему требуется лишь какое-то время на то, чтобы освоить новую операцию, встать за новый станок. Навыки этой работы уже есть в его теоретическом багаже.
При учебно-методическом кабинете есть две должности методистов по профориентации. Для сравнения скажу - в министерстве просвещения действует целый кабинет со значительным штатом. Думаю, что трудовые резервы должны работать так же солидно: ведь профтехобразование - составная часть народного образования, переход ко всеобщему среднему и мы помогаем осуществлять... А работаем так: реклама, встречи кадровых рабочих с молодежью, дни и недели открытых дверей в училищах, выставки, тематические вечера, клуб «Кем быть» в рижском кинотеатре «Пиониерис»... Провели у себя собрание выпускников 8-х классов, решивших поступать в ПТУ. Пригласили Героя Социалистического' Труда строителя Язепа Стрельча, лучшую швею республики Еву Никифорову, заместителя начальника цеха РВЗ Карла Линденберга, экс-чемпиона мира по гребле Вилниса Балтыньша. Это все наши выпускники разных лет. Результаты работы сказываются: легче стало комплектовать училища механизаторов сельского хозяйства, строительные - с ними раньше было особенно много трудностей.
Совсем недавно в латвийских газетах была опубликована информация. Приводим ее полностью:
«Радостным было возвращение в Ригу из Гомеля участников III Всесоюзного конкурса воспитанников сельских профессионально-технических училищ на звание лучшего пахаря, доярки, бульдозериста: латвийская команда завоевала первое место. Земляки сердечно поздравили Гунтиса Михельсона, Лилиту Иевлеву, Сильвию Тамане, Мартыны Боколде-ра, Маргариту Тертерян, Юриса Зил-кауша и их мастеров из ПТУ Савки, Эргли, Яунгулбене, Янямуйжн с большой победой.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.