«Наши части заняли Щекурьинское, что в пяти верстах от Ляпина. При занятии ранены 6 товарищей, в том числе командир Усть-Сысольского коммунистического отряде тов. Андрианов. Белогвардейцы бежали в беспорядке».
С. И. КОРОЛЕВ. Верно, шестерых тогда ранило. Вот как это было. Мы с командирами впереди ехали - двенадцать человек верхами, вроде дозора. Ну, и ударили по нам из ельника, из засады, солдаты из винтовок да местное кулачье из дробовиков. Я закуривал как раз, цигарку из газетки скручивал - в кисть и попал жокан. Большой палец до сих пор у меня крюком стоит, не двигается. Отметка за ляпинский хлеб...
В тот же день отряд после короткой перестрелки занял Ляпино. Весть об этом облетела весь Север, дошла до самой Москвы. Советское правительство выделило 10 миллионов рублей для вывозки хлеба. Из-за Урала потянулись сотни подвод с мукой и зерном. За декабрь успели вывезти 14 тысяч пудов муки. Коми край был не время вновь спасен от голода.
Но долго еще продолжалась борьба за Ляпино. В январе 1919 года оно снова оказалось в руках врага. Однако колчаковцы в конце концов были разбиты наголову, и ляпинский хлеб окончательно достался Советской власти.
Недавно мы получили письмо из деревни Лем-бовож, Ханты-Мансийского национального округа, от известного мансийского художника, скульптора и краеведа Петра Ефимовича Шешкина, Вот что он сообщил о дальнейшей судьбе ляпинского хлеба:
«Мне много раз приходилось слышать об этой истории от старожилов. В те времена здесь впервые видели такое огромное скопление хлеба, и это, конечно, многим запомнилось надолго. Колчаковцы, нагло обманывая людей, убедили тогда местных жителей, что красные хотят забрать хлеб и уморить население Ляпина и соседних деревень с голоду. Поэтому коренные жители - манси, ханты, коми, русские и ненцы - вначале даже оказали услуги по его охране колчаковцам, которые призывали их всеми силами стремиться не дать увезти этот хлеб за Урал.
Но когда они увидели, как красные раздавали хлеб ляпинцам, а белогвардейцы, отступая, смешивали его с песком и илом, топили в реке Ля-пин, чтобы никому не достался, отношение населения ко всей этой истории изменилось.
После окончательного взятия Ляпина красными снова двинулись конские и оленьи обозы на Печору. Местные жители - возчики и каюры - охотно помогали возить хлеб. Однажды ляпинцы сами снарядили огромный обоз из сотен оленей и отправили его на Печору в сопровождении пятидесяти ездовых. К несчастью, в лесах на этот обоз напали печорские белые банды, из возчиков вернулись в Ляпино только тринадцать человек...
Жители Саранпауля вспоминают, что завезенным хлебом они питались вплоть до тридцатых годов».
Упоминание Шешкина о бандах не случайно. После окончания гражданской войны на Севере тысячи белогвардейцев и участников кулацкий восстаний укрылись в тундре и в глухой тайге. Так появился печоро-обский бандитизм. Преступники совершали налеты на деревни, грабили, убивали жителей. Целых два года продолжалась борьба чекистских отрядов с белобандитами на Севере.
В конце мая 1921 года одна из таких банд ворвалась в хлебное Ляпино. Но уже шестого июня она была окружена и разгромлена. Около двухсот бандитов во главе с офицером попали в плен. С этого дня название маленькой таежной пристани навсегда исчезло из советских военных сводок. А сама пристань вскоре получила местное, мансийское название - Саранпауль.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.