Рассказ
Во имя грядущего счастья человечества советские люди штурмуют космические дали. Один из лучших наших писателей-фантастов, И. Ефремов, в своем романе «Туманность Андромеды» рассказывает о коммунистическом завтра Земли, где свободный, творческий, гуманный труд направлен на изучение и мирное освоение самых заветных уголков вселенной, где человек стал полновластным хозяином Мечты, обратив ее в прекрасную Реальность.
И вот перед нами рассказ американского писателя Дугласа Веста - «№ 13». Его можно назвать фантастическим. Но рассказ этот и не фантастичен, поскольку он достаточно убедительно показывает звериное обличье капитализма, его волчьи законы эксплуатации, его античеловеческую сущность. Предприниматели посылают в космос людей, не обеспечив им безопасность полета, другими словами, на верную гибель.
Несмотря на недостатки рассказа - некоторую прямолинейность и схематизм сюжета, - читатель ясно увидит, какая громадная пропасть лежит между устремлениями в космос двух миров - нашего, мира света, счастья, и мира капиталистического.
Оркестр исполнял симфонию Макклина. Играли третью часть. - «Полет на Луну». Дэйл, захваченный миром звуков, закрыв глаза и расслабив тело, откинулся на спинку кресла. Как всегда, эта музыка перенесла его из тепла и комфорта концертного зала в холодное пространство космоса. Воображение уносило его от планеты к планете, в бескрайние просторы вселенной. В звуках вставал перед ним мир металла и пластики, силы и невероятной быстроты. Он открыл глаза от прикосновения чьей-то руки.
- Мистер Амбер? Дэйл Амбер?
- Да. - Дэйл в недоумении взглянул на капельдинера. - В чем дело?
- Звонят из вашей конторы, сэр. Говорят, очень срочное дело. Восемнадцатая кабина.
Дэйл, пожав плечами, встал с кресла и последовал за капельдинером в фойе, к указанной кабине. Щелчок - и зыбко засветился экран видеофона. Еще через мгновение на нем выплыло взволнованное лицо Глисона.
- Дэйл! Слава богу, наконец-то я поймал вас. Масса неприятностей. - Глисон выглядел очень растерянным. - Будет лучше, если вы вернетесь.
- Может быть, вы мне все-таки объясните, в чем дело? Завтра в десять утра я должен навестить сына.
- Это очень серьезно, Дэйл. Если вы хотите сохранить дело, берите самолет и возвращайтесь как можно скорее!
Дэйл выключил видеофон. Он знал, что его управляющий без нужды не станет звать на помощь.
Рассвет встретил его в Комфилде.
Космические полеты внезапно стали действительностью - действительностью, озаренной ослепительными вспышками ракетных кораблей, часто взрывавшихся, когда они достигали Луны. Это не было неожиданностью для предпринимателей и не останавливало дальнейшего развития космических полетов.
Все это связывалось с Комфилдом, затерявшимся на огромных просторах пустыни Новой Мексики и застроенным ангарами, мастерскими, жилыми постройками. Комфилд был базой доброй дюжины компаний, больших и малых, но одинаково алчущих запустить свои лапы в богатства, открытые на Луне.
Из Комфилда с ревом взлетали ракеты, груженные продуктами, воздухом, водой. Они устремлялись на естественный спутник Земли.
На Землю они возвращались обогащенные рудой. Ракеты ревели, когда взлетали, и ревели, когда приземлялись. Иногда они ревели чуть громче, чем обычно, и после этого уже умолкали навсегда так же, как их экипажи...
Дэйл не думал обо всем этом, когда шел от летного поля к конторе. В приемной он застал управляющего, обросшего двухдневной щетиной, невыспавшегося, с воспаленными, красными глазами.
- Мы не ждали вас раньше чем через два часа, - сказал Глисон.
- Я же сказал, что буду к рассвету. - Дэйл опустился в кресло. Он чувствовал себя совершенно разбитым. Его глаза за контактными линзами горели и слезились, словно запорошенные песком, во рту ощущалась какая-то горечь.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.