Второй год идет спартакиада по техническим видам спорта, которую комсомольские организации проводят совместно с ДОСААФ. На старты выходят тысячи спортсменов.
Наиболее массовые авиамодельные старты. Какие только летательные аппараты не выпускают в воздух конструкторы «малой авиации» ! Здесь и комнатные модели самолетов, вес которых зачастую измеряется лишь граммами, и модели-гиганты, имеющие размах крыльев более трех метров. Одни подолгу парят в воздухе, на несколько километров удаляясь от места запуска. Другие летают по кругу на корде, развивая большую скорость и выполняя фигуры высшего пилотажа. Третьи, находясь в воздухе, управляются при помощи радиоволн.
Немало радостей приносят полеты миниатюрных летательных аппаратов их создателям. Это видно хотя бы на примере столичных спортсменов. Цифры говорят иной раз выразительнее слов. 275 участников соревновании спартакиады уже сдали разрядные нормы. Члены Московского авиамодельного клуба комсомольцы Борис Шкурский и Александр Грушин удостоились звания мастеров спорта.
Впереди финал спартакиады. К нему напряженно готовятся москвичи. Не случайно столичные конструкторы первыми среди авиамоделистов страны вышли на зимние старты спартакиады.
... Аэродром Центрального аэроклуба СССР имени В. П. Чкалова. В зимний январский день здесь поднят флаг розыгрыша личного первенства Москвы по моделям планеров. Самым распространенным, пожалуй, является этот безмоторный аппарат. Он запускается И на равнине и со склона может держаться в воздухе продолжительное время.
пролетая по прямой десятки километров. Но вместе с тем модель планера - одна из самых «чувствительных» к погоде, капризы которой приносят спортсмену много огорчений. В отличие от своих собратьев по спортивному классу - резино-моторных и парящих моделей самолетов - планер, как говорят спортсмены, очень скуп на максимальный результат. Завоевать 900 очков из 900 возможных тут нелегко. Москвичам за последние семь лет удалось набрать «максимум» лишь трижды - Аполлону Земскому, Юрию Соколову и Анатолию Аверьянову.
... Мастер спорта Юрий Соколов весь устремлен в небо. Ну и погодка! Снегопад еще больше усилился... Правда, моделям Соколова часто приходилось «сталкиваться» с подобной погодой. Главное сейчас - «всадить» планер в восходящие потоки воздуха, а там полет обеспечен.
Пока конструктор создает модель, дух творчества не покидает его. А выйдет на старт, - испытанию подвергаются физическая закалка, стойкость, выносливость, воля к победе.
Воля к победе! Без нее нет спортсмена. Предположим, сломалась модель. Иных авария удручает. Но у Соколова неожиданная неудача вызывает прилив энергии, и он борется до последнего...
Однажды с ним произошел такой случай. Соколов приехал на соревнования с одной моделью. С первого же полета она разбилась. А надо было совершить еще четыре полета. Соколов помчался домой, привез на аэродром вторую модель. Опять неудача: сломалась и
эта модель. Но Соколов все-таки добился своего: модель ринулась в поднебесье.
И вот новая победа!
696 очков из 900 возможных. Неплохо для зимней погоды! Чемпион мира и СССР стал чемпионом Москвы 1961 года.
Макетчик машиностроительного завода мастер спорта Юрий Соколов увлекается не только авиамоделизмом. Он любит хоккей и футбол.
- Но авиамодельный спорт, - улыбаясь, говорит Соколов, - спорт трудовой. Гимнасту кто-то делает снаряды, футболисту шьет мячи, теннисисту изготовляет ракетки. Авиационную модель задумывает и строит сам спортсмен... Труд и спорт здесь вместе. Прекрасное сочетание!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.