Наверное, при слове «сварка» у каждого перед глазами встает такая картина: разноцветным снопом брызжут огненные искры - незащищенным глазом на них и не взглянешь, - намертво сращивая металл, движется электрод, направляемый умелой рукой сварщика...
Верная ли это картина? И да и нет.
Еще несколько лет назад такая вот, обычная дуговая сварка вручную была основным методом, применявшимся в промышленности. Но сшивать металл вручную - очень трудоемкий и медленный процесс. На стройках и заводах сейчас все реже можно увидеть подобную картину. На смену приходят новые, высокопроизводительные методы сварки, так сказать, «автоматические портные».
В самом деле, для постройки одного танкера необходимо сварить около 300 километров швов. Триста километров! Представляете, сколько требуется на это времени, если швы варить вручную!
Исследование новых методов сварки, в частности автоматической сварки под флюсом, позволило коренным образом изменить технологические процессы производства во многих отраслях промышленности и получить большой экономический эффект.
Сотрудники Института электросварки имени Е. О. Патона создали установку для скоростной сварки. Она применяется в судостроении, для сварки стальных тонкостенных труб большого диаметра. Скорость сварки с помощью этой установки достигает 220 метров в час. Заметим, что в США она не превышает пока 60 метров в час.
Еще одно достоинство нового метода: он улучшает условия труда не только сварщиков, но всех, кто работает рядом с ними. В цехах, где ручная сварка заменена автоматической, нет ослепляющего света открытых электрических дуг, воздух значительно чище.
Автолюбителям, очевидно, небезынтересно узнать, что при изготовлении автомобиля «Москвич» необходимо сварить 7 тысяч точек. При ручном способе на это потребовалась бы уйма времени. Сварочный автомат затрачивает на 150 таких точек одну минуту.
Автоматическая сварка под флюсом позволяет повысить производительность труда в 3 - 5 раз, а контактная - в 3 - 6 раз. За счет применения сварочных конструкций и наплавки износостойких швов в 1959 году сэкономлено более 600 тысяч тонн металла. Из него можно изготовить 100 тысяч автомобилей, 70 тысяч тракторов и 350 тысяч холодильников.
Не правда ли, поистине замечательными свойствами обладает сварка? Но тут следует сказать и о другом.
Внедрение новейших способов сварки в производство могло бы пойти быстрее. Но есть еще немало людей, которые предпочитают работать по старинке, отсталыми методами. «Так спокойней», - рассуждают они.
Обо всем этом не раз задумывались комсомольцы Украины. Ведь применение современных методов сварки поможет намного скорее выполнить огромные задачи, поставленные семилетним планом перед республикой.
И вот родилось решение: взять шефство над сварочным производством должны комсомольцы, молодежь.
В самом деле, кому, как не молодым, бороться за новое, передовое?
О том, как быстрее добиться внедрения лучших методов сварки, что может сделать для этого комсомол, и шла речь на совещании, которое было созвано по инициативе Центрального комитета комсомола Украины. На это совещание украинские комсомольцы пригласили сварщиков из других республик.
Молодые сварщики, инженеры, комсомольские активисты собрались в Институте сварки имени Е. О. Патона. Они внимательно, с блокнотами в руках, осматривали лаборатории передового научного учреждения. Сварка в среде защитных газов, сварка трением, ультразвуком, электронным лучом - все интересовало гостей.
Но, пожалуй, главное, что обсуждали собравшиеся, - это задачи, стоящие перед комсомолом по внедрению новых методов сварки в производство. Некоторый опыт уже накоплен.
Сооружая доменные комплексы на Алчевском, Ново - Тагильском металлургических заводах, на заводе «Криворожсталь», молодые строители этих ударных комсомольских объектов широко применили прогрессивные методы сварки и сумели благодаря этому удвоить производительность труда. При активном участии молодых рабочих и инженеров Ново - Краматорского машиностроительного завода в Донбассе был переведен на сварку монтаж тысяч тонн конструкций.
Но это только первые шаги.
Внедрять новое могут лишь люди, хорошо знающие свое дело. Значит, комсомольские комитеты должны организовать обучение молодежи сварочному делу. Многое зависит и от молодых конструкторов и проектировщиков. Кому, как не им, добиваться подготовки таких проектов, в которых бы максимально применялись сварные конструкции и прогрессивные методы сварки.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Вот что ответили толбухинским комсомольцам