В Центральном Доме литераторов молодые поэты читали свои новые стихи. Когда на трибуну поднялся смуглолицый юноша с черными, как смоль, курчавыми волосами и прозвучали первые строки его стихотворения:
Не в Америке заокеанской, Не в кварталах Гарлема я рос, У меня на коже негритянской Острый бич не оставлял полос, -
в зале воцарилась напряженная тишина.
Это был Джим Паттерсон, тот самый Джим Латтерсан, который двадцать с лишним лет назад исполнял роль негритянского мальчика в кинофильме «Цирк».
... Отцу Джима - театральному декоратору Ллойду Паттерсону- долго не удавалось найти работу у себя на родине, в Соединенных Штатах Америки. Талантливый художник уже потерял надежду получить ее, но его выручил друг детства Поль Робсон. Он принес Ллойду газетную вырезку, в которой сообщалось, что в СССР приглашается негритянская молодежь для участия в советских фильмах. Так художник Ллойд Паттерсон в 1932 году оказался в Москве.
Спустя некоторое время он здесь познакомился с театральной художницей Верой Ипполитовной Араловой. Молодые люди поженились. А когда через три года начал сниматься «Цирк», самым маленьким героем фильма стал их сын Джим.
На днях мы встретились с Джимом. Ему 26 лет, зовут его теперь полным именем - Джеймс.
- Меня с детства привлекало море, - говорит юноша, - очень хотелось стать моряком. Я поступил в Рижское нахимовское училище, которое в 1951 году окончил.
Спустя несколько лет Джеймс Паттерсон получил звание лейтенанта. Он плавал на подводных лодках и эсминцах, на учебных парусных шхунах и тральщиках. Молодой офицер побывал на Балтике, Черном и Баренцевом морях, ходил вокруг Скандинавии.
Каждую свободную минуту Джеймс посвящал поэзии. Во время учебных плаваний он написал стихи: «Море», «Погибшим севастопольцам», «У нас на подлодке», «К друзьям», «Полю Робсону», «Школьница».
Сейчас Джеймс Паттерсон - студент Литературного института имени А. М. Горького. С гордостью рассказал он мне о том, что его приняли на днях в члены КПСС. Как и любой советский человек, он чувствует себя в дружной многонациональной семье народов нашей страны свободным и счастливым человеком.
Впрочем, об этом хорошо сказала Маргарита Глэско, бабушка Джеймса:
- Главное, что меня поразило и обрадовало, - это сознание собственного достоинства, написанное на лице моего внука. Оно чувствуется в каждом его движении. Советская страна действительно делает чудеса: в ней люди находят себя...
На прощание Джеймс Паттерсон подарил мне на память одно из своих стихотворений. Уверен, что его с интересом прочтут читатели «Смены».
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Два стихотворения, написанные итальянцем в Советском Союзе