Передавая по телефону отчет о торжественном вечере, на котором тбилисским динамовцам вручали золотые медали чемпионов, корреспондент спортивной газеты упустил почему-то фамилию Датунашвили. Ночному редактору это показалось подозрительным. Датунашвили в решающем, ташкентском матче забил два гола, да и вообще...
- Быть этого не может! - воскликнул ночной редактор, но на всякий случай обратился в редакционное бюро проверки.
Из бюро незамедлительно сообщили, что Датунашвили сыграл в чемпионате страны 1964 года более пятидесяти процентов матчей и золотую медаль, следовательно, должен был получить.
А спустя несколько минут позвонил корреспондент из Тбилиси и принес извинения за то, что пропустил нечаянно Датунашвили. Так что утром в газете фамилия этого футболиста благополучно стояла на своем месте в ряду знаменитых тбилисских игроков, удостоенных, как принято писать в отчетах, «заветных медалей чемпионов».
А вот если бы Датунашвили пятидесяти процентов матчей не сыграл... Впрочем, нет, медаль ему и в этом случае выдали бы наверняка. Это ведь футбол!
В 1961 году, например, когда киевские динамовцы выиграли чемпионат, выяснилось, что Трояновскому, одному из игроков основного состава, медаль выдана не будет, поскольку до положенных пятидесяти процентов ему не хватало не то двух, не то трех игр.
Динамовцы тут же шумно запротестовали. Трояновский играл в очень важных матчах, был в них душой нападения. Федерация поежилась, но медаль Трояновскому выписала. Две тысячи болельщиков, которые заполнили в тот вечер Октябрьский Дворец культуры, были, разумеется, посвящены во все детали. Поэтому, когда коробочку с медалью получал Трояновский, они аплодировали особенно бурно.
Однако же что дозволено Юпитеру... Вот почему представителям всех других видов спорта никогда еще не удавалось выйти победителями из стычек, сходных с той, что описана мною выше.
Два года назад, например, началась полемика на эту тему между игроком киевской баскетбольной команды «Строитель» Выставкиным и председателем Федерации баскетбола СССР Семашко. Чтобы понять, однако, какова разница в положении сторон, укажем, что Выставкин недавно окончил институт физкультуры, тогда как Семашко - кандидат педагогических наук, в Центральном институте физкультуры заведует кафедрой спортивных игр.
Может быть, именно поэтому полемика между Выставкиным и Семашко протекает довольно оригинально.
Выставкин пишет письма в газету «Советский спорт», которая их публикует и в редакционных примечаниях выражает свое согласие с позицией рядового баскетболиста.
Семашко же газете не отвечает.
Зато как только Выставкин и Семашко встречаются в кулуарах каких-либо состязаний, они продолжают свой диалог, причем председатель федерации всяческими путями дает рядовому баскетболисту понять, что тот понапрасну витает в эмпиреях и что никакие газетные писания ему не помогут. На том они и расстаются, причем после этих собеседований Выставкин в ожидании новых встреч с Семашко все глубже и глубже изучает вопрос. Начинал же он два года назад весьма робко, написав о том, что команда «Строитель» занимала в чемпионатах страны призовые места, но веяний раз кто-либо из ее игроков бывал обойден медалью из-за того только, что не пробыл на площадке некоего специально установленного федерацией минимума времени. А ведь все это, с какой стороны ни подойти, неверно, несправедливо!
Семашко отмолчался. Тогда Выставкин, сославшись на олимпийские принципы, указал, что коль скоро на чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх медалями награждаются все игроки команд-победительниц, без исключения, вне зависимости от того, сколько времени они провели на скамьях для запасных, то и нам, вероятно, отвергать эту практику не следует.
Семашко вновь отмолчался. Но при первой же личной встрече с Выставкиным, в кулуарах, высказался достаточно подробно. Ах. молодой человек! Да разве ж мы можем в вопросах награждения принимать Олимпийские игры за эталон? Не говоря уже, между прочим, о том, что медали изготовляются Монетным двором, а драгоценный металл стоило бы, вероятно, экономить, а затем (это опять-таки между прочим, и слову!) золотая медаль чемпиона - слишком высокая награда, чтобы разбрасываться ею как попало. Да и серебряная - тоже. И если уж на то пошло, бронзовые медали на дороге тоже не валяются. Федерация баскетбола понимает, конечно, что золотые медали не прочь получить все игроки команды, которая выиграла первенство страны. Но мы то давали их, даем и впредь будем давать (да-да, мой молодой друг, и впредь будем давать!) только дифференцированно, только самым достойным...
На том полемика между Выставкиным и Семашко практически и застыла, хотя у Выставкина накопилось уже столько существенных возражений по каждому из перечисленных выше пунктов, что он вполне мог бы сделать на эту тему обстоятельнейшее сообщение в Центральном институте физкультуры, на той самой кафедре, которую возглавляет его оппонент.
Впрочем, если бы Выставкин даже и победил Семашко, эта победа все равно была бы неполной.
Ибо она коснулась бы только баскетбола.
А ведь точно такое же положение у нас и в волейболе.
И в хоккее - с шайбой и мячом.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.