Университет красоты и здоровья

опубликовано в номере №801, октябрь 1960
  • В закладки
  • Вставить в блог

Просто и удобно

В чем красота современного жилища!

Чтобы понять это, надо разобраться в вопросах современного стиля: в архитектуре, в конструкции мебели, в предметах быта. Без этого трудно бороться с безвкусицей, мещанством и излишествами в оформлении квартир, бороться за высокий эстетический вкус.

В нашу эпоху - эпоху великих научных открытий, атомной энергии и невиданного развития промышленности - изменились темпы жизни, весь жизненный уклад людей.

Современные здания требуют простоты. Такой их облик соответствует ускорившемуся ритму жизни больших городов, общему оформлению улиц. Строгость конструкций, ясность архитектурного мышления являются основой современной архитектуры.

В мебели современные черты находят выражение прежде всего в том, что мебель нового типа проста, легка, удобна. Форма ее ясно выражает назначение и не скрыта никакими украшениями: резьбой, отделкой перламутром, бронзой и другими дорогостоящими материалами.

Однако если заглянуть сейчас в иные квартиры, то прежде всего бросается в глаза устарелость типов мебели, тканей на занавесках и обивке, люстр, ламп и прочего оборудования, набор самых разнохарактерных, совершенно не подходящих друг к другу вещей, вынужденных соседствовать и уживаться друг с другом. Старомодные обои с крупными букетами и замысловатыми узорами, громоздкая, тяжеловесная мебель совершенно не соответствуют современному типу домов, современному быту и укладу жизни.

Тем не менее до сих пор фабрики, выпуская те или иные виды мебели, не заботятся о том, как она будет выглядеть в интерьере жилого дома. Проблема целостности интерьера является сейчас самой насущной проблемой архитектуры и художественной промышленности, без решения которой невозможно дальнейшее развитие ни одной из ее отраслей.

Величайшие русские зодчие - Растрелли, Камерон, Росси, Стасов - много и плодотворно работали не только как архитекторы, но и как проектировщики мебели, внося в оформление высокую культуру и хороший вкус.

Если бы советские архитекторы и художники следовали этим прекрасным традициям, наши интерьеры намного бы выиграли. Кое - что в этом направлении уже делается. Разработано много проектов комплексного оборудования квартир. Однако целостные, художественно решенные ансамбли - пока еще исключение, а не правило.

Появление новых форм мебели обусловливается не только изменениями, происшедшими в общественной жизни людей, в их быте, но и изменившейся технологией самого мебельного производства. Красота мебели стиля рококо или русского классицизма, заключающаяся в главных изгибах и очертаниях, в пластичности форм, достигалась в большей степени за счет ручного труда.

Теперь мебель создается машинным способом.

Переход к промышленной технике, к использованию новых материалов не означает упрощения облика вещей, отказа от их художественности. Он требует только другого рисунка, вызывает к жизни новые формы. Промышленность открывает безграничные возможности для выпуска мебели самых различных типов, видов, форм, отвечающих самым разнообразным эстетическим вкусам и практическому назначению. Опасения стандарта в действительности окажутся совершенно беспочвенными, если взяться за дело в государственном масштабе, а не передоверять это мелким артелям,

случайным людям или торговым организациям.

Но пока еще, к сожалению, многие изделия, изготовляемые промышленным способом, так называемая массовая продукция, «ширпотреб» (стул, обитый дерматином, чернильница, кружка, ложка, граненый стакан), удивительно некрасивы, грубы и безвкусны. У многих поэтому представление об уродливых вещах связывается с машинным способом производства. Но причина этой грубости и уродливости вовсе не в способе изготовления. Можно и ручным способом выполнить уродливую вещь (пример тому - продукция множества артелей), а можно и машиной сделать очень изящные и красивые предметы быта (электроутюг, холодильник, настольная лампа и т. д.). Наша художественная промышленность обладает мощной производственной и технической базой, высококвалифицированными кадрами художников и поэтому в состоянии создавать невиданные по размаху, по разнообразию форм, новые, прекрасные образцы прикладного искусства и бытовых вещей.

Машинное производство и новые материалы несут с собой разнообразие форм, смелость и неожиданность решений, новизну конструкций, иное понимание гармонии и красоты. Применение в быту новых материалов, металла и пластиков открывает большие возможности для создания предметов новых форм и новых рисунков. Например, вместо традиционного четырехногого стола, к которому с детства привык наш глаз и который поэтому кажется нам совершенным и устойчивым, представим откидную, или с одной ножкой, стол - доску, прикрепленную к стене или серванту, или стол на трех ножках, или выдвижные чайные столики; или кресла с подлокотником на стержне, кресла с дюралюминиевым или металлическим каркасом, обтянутым яркой или полосатой декоративной тканью. Непривычно! Но красиво. Это мебель очень близкого будущего.

Есть такое понятие у охотников – «прикладистость» ружья. Так вот такой же прикладистостью должны и будут обладать вещи будущего, все вещи, созданные машиной для человека. Они обрадуют нас неожиданностью автоматических устройств. Они поразят нас изяществом и красотой, поставленной действительно на службу человеку.

М. Черейская, кандидат искусствоведения

Можно ли купаться круглый год

Читатель А. Карташов из города Магнитогорска просит рассказать о том, как подготовить себя к купанию на свежем воздухе в течение всего года. Ему отвечает доктор медицинских наук

Б. М. Никитин

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

49 часов 25 минут

Повесть. Продолжение. Начало см. в «Смене» №№ 17 и 18