На страницах «Смены» уже рассказывалось о реальных прототипах «Робинзона»
(№ 5, 1965 г., «Кто спас Робинзона?»).
Теперь речь пойдет о «литературной робинзонаде».
Термин «робинзонада» был впервые введен Марксом применительно и политической экономии. «Робинзонадой» Маркс иронически называл попытки взять индивида изолированно, словно на необитаемом острове, вне общественных связей. «Так как политическая экономия любит робинзонады, то представим себе, прежде всего, Робинзона на его острове... Все отношения между Робинзоном и вещами, составляющими его самодельное богатство, настолько просты и прозрачны... И все же в них уже заключаются все существенные определения стоимости», - читаем мы в «Капитале».
История литературной робинзонады, как ни странно, начинается до «Робинзона» (роман вышел в 1719 году). Еще в 1710 году французский писатель Мариво, автор галантных комедий, выпустил книгу «Приключения и путешествия Жана Масе», в которой рассказывалась история моряка, выброшенного бурей на южноафриканский берег и через восемнадцать лет вернувшегося на родину.
«Робинзон» Дефо имел грандиозный для своего времени успех. Как и всякое нашумевшее произведение, он породил множество подражаний. Только в одной Германии за сорок лет вышло 40 подражаний. В XVIII веке появились «Робинзоны» немецкий, французский, датский, голландский, греческий, ирландский, швейцарский и другие. Были Робинзоны по профессиям, вплоть до книгопродавца и медика, была девушка Робинзон и даже Робинзон-невидимка.
Чисто реалистический момент у Дефо часто заменялся у подражателей фантастическим. Например, сочинение Роберта Пултока называлось так: «Жизнь и приключения Петера Вилкинса, родом из Корнуэля, повествующая о кораблекрушении, которое он потерпел вблизи Южного полюса; о его чудесном переходе через подземную пещеру в некий новый мир; его встречу там с Летающей женщиной, чью жизнь он спас и на ном впоследствии женился; его необычайный перелет в страну летающих мужчин и женщин...» и тому подобное в том же роде.
А вот о чем рассказывал немецкий роман Гизандера: «Удивительная судьба некоторых мореплавателей, особенно Альберта Юлия, природного саксонца, который на восемнадцатом году вступил на корабль, брошен был кораблекрушением сам-четверт на дикую скалу, открыл, взошедши на нее, прекрасную страну, женился там на своей спутнице, произвел от этого брака семейство более чем в 300 душ, возделал превосходную страну, особенным случаем собрал удивительные сокровища, осчастливил своих друзей, разведанных в Германии в 1/28 году, когда он на своем сотом году жил еще свеж и здоров...» и т. д.
На русском языке роман Дефо впервые издан двести лет назад и назывался «Жизнь и приключения Робинзона Крузо, природного англичанина».
В XIX вене появилось несколько русских подражательных Робинзонов: «Настоящий Робинзон», «Русский Робинзон», «Петербургские Робинзоны» и другие.
Писатели-романтики, проповедовавшие бегство к природе, идеал «естественного человека», волей-неволей предлагали следовать Робинзону. Это была уже «духовная робинзонада» в отличие от «робинзонады ситуаций». Нелепость ее понимали сами романтики. Так, в романе французского писателя начала XIX вена Шатобриана «Начезы» рассказывается о том, как разочарованный герой уходит от цивилизации к американским дикарям, женится на индианке и становится невольным виновником бедствий индейского племени. Схожий сюжет, как мы знаем, у Пушнина в «Цыганах», написанных совершенно независимо от романа Шатобриана.
Американский писатель Генри Торо решил сам проделать «робинзонаду». Правда, он не уезжал на необитаемый остров, он поселился в глухом месте у лесного озера и вел записи о своей жизни. Получилась поэтичная книга «Уолден, или жизнь в лесу» (1854 г.), в которой автор прославлял радость простои жизни среди природы.
Кажется, в нашем двадцатом веке, когда земной шар достаточно освоен, «робинзонада» истощилась. Но не будем забывать, что человечество стоит на пороге космической эры, и еще могут появиться «космические» Робинзоны, по крайней мере в произведениях научно-фантастической литературы...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.