Три узла одной проблемы

Н Талызина| опубликовано в номере №919, сентябрь 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

Где не обсуждают вопросы обучения - в троллейбусах, на страницах газет и журналов, в студенческих общежитиях, на родительских собраниях, на научных конференциях и съездах. И многие родители жалуются: дети перегружены. Учителя старших классов упрекают начальную школу, высшая школа предъявляет счет средней, а конструкторские бюро, заводы - той и другой.

Одни причину неудач видят в том, что студенты ищут легкой жизни, другие - в обязательном посещении. Одни считают, что нужна революция в области методов, а другие утверждают: реформы ни к чему. А некоторые решили: разговоры о недостатках школы, методов обучения вредят обучению и воспитанию, их надо прекратить. Ведь наша система образования самая передовая, самая совершенная.

Передовая? Совершенная?

Правильно! Причем признают это не только наши друзья, но и враги. И все-таки обсуждать проблемы обучения надо. Больше того, сам факт такого большого интереса к ним неслучаен. Он симптоматичен, и отмахнуться от него нельзя.

Чтобы понять, почему именно сейчас, в середине XX века, обучение стало предметом всеобщего внимания, надо понять особенности нашего века, понять его требования к человеку.

Развитие науки и техники привело к тому, что человеку наших дней требуется гораздо больше знаний, чем поколениям, жившим сто и даже пятьдесят лет тому назад. Объем необходимых знаний будет расти и дальше. А наша школа не справляется с ним. Известный математик Хинчин, например, в 1939 году писал, что средняя школа дает математическое образование, которое в основном находится на уровне математики XVII - XVIII веков. Большинство последующих ее достижений остается школьникам неизвестным. С таким же основанием можно это сказать и сейчас, и, очевидно, не только о математике.

Может быть, нужно просто расширить школьные и вузовские программы? Но ученики начальной школы уже работают минимум шесть-семь часов в день, учащиеся пятых - восьмых классов - девять-десять часов. А у взрослых семичасовой рабочий день!

Может быть, увеличить сроки обучения? Нет, человек и так на среднее и высшее образование тратит почти треть жизни.

А быстрый темп развития науки и техники приводит к тому, что полученные знания очень скоро устаревают. Следовательно, их надо непрерывно обновлять. И задача школы не только дать сумму знаний, но и научить человека самостоятельно и рациональным методом добывать новые. Общеизвестно, что и с этим школа не справляется.

Таким образом, в самом ходе общественного развития создалось объективное противоречие между сложившейся системой обучения и задачами, стоящими перед обществом. Так, возникло недовольство существующими методами обучения, широкий интерес к проблемам, обучения.

Нужно найти правильные пути, чтобы разрешить это противоречие.

Поскольку увеличение срока обучения, удлинение рабочего дня исключаются, то остается один путь - качественно изменить сложившиеся методы и форму обучения. Но в каком направлении идти? Может быть, все резервы исчерпаны и всякая попытка изменить сложившееся веками лишь ухудшит положение?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо проанализировать основные «узлы» этой проблемы.

«Узел» № 1 - содержание обучения.

Правильно ли отобрано то, чему следует учить, можно ли не изменять построение учебных предметов и учебных планов? Есть все основания ответить на этот вопрос отрицательно. Учебные дисциплины построены по историческому принципу: они в значительной мере повторяют историю науки. Наука идет вперед, понимание явлений принципиально меняется, а в учебных предметах это нередко приводит всего лишь к механическому добавлению еще одной главы.

Бурное развитие атомной физики, открытие новых законов микромира не осветили новым светом традиционные разделы школьного курса, в нем просто появился обособленный раздел, освещающий эти законы. И нельзя не согласиться с требованием учитывать при построении учебного предмета прежде всего логику современной науки, считать необходимым выделить в ней основные принципы, раскрывающие ее конкретные факты как частные проявления этих принципов.

Это требование справедливо и для школьных и для вузовских программ.

В технических вузах каждый вид электрических машин изучается на основе частной теории. В результате инженеры по разным видам этих машин говорят фактически на разных языках. Специалисты в данной области техники указывают на ненормальность такого положения и предлагают построить изучение электрических машин на общих принципах. Тогда все электрические машины могут быть рассмотрены как частные случаи применения этих принципов.

Естественно, такой подход к построению учебных дисциплин приведет не только к более экономному изучению предмета, но и позволит сформировать у студентов более широкий кругозор, позволит им впоследствии во многом разобраться самостоятельно. Выделение основных единиц, конструирующих все здание предмета, позволит освободить предметы от перегрузки их частностями, а учащихся от заучивания бесконечного ряда конкретных фактов.

Мы привыкли, что в географии заучиваются сотни названий гор, городов и рек, а в истории - вереницы имен и дат. Но, может быть, настало время подумать: правильно ли это? Не рациональней ли научить учащихся мыслить географически, уметь понимать специфику того или иного периода истории, а перечень названий, имен и дат резко сократить? Тем более, что географические названия и исторические даты легко могут быть найдены в соответствующих справочниках.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены