Гимнастика вчера, сегодня, завтра

Андрей Кулаков| опубликовано в номере №909, апрель 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

Вчера

Вчера мы узнали Ларису Петрик. Это случилось в декабре прошлого года на первенстве страны. 15-летняя школьница из Витебска появилась внезапно, словно фея из сказки, и сразу стала королевой гимнастики - абсолютной чемпионкой страны.

Вдвойне радостным было то, что Петрик оказалась не единственной «чудо-девочкой». Всего на год старше ее ленинградка Наташа Кучинская. Вначале казалось, что именно она завоюет золотую медаль. После двух видов финала Наташа лидировала, но на бревне вдруг сорвалась. Дрогнули нервы. А Петрик показала, что умеет владеть собой.

Трудно представить, что творилось в Киевском дворце спорта. Кто тут мог остаться спокойным! Но, как ни бушевали страсти, как ни велико было удивление и восторг, самым сильным чувством была все-таки радость. Зрители видели рождение двух юных талантливых спортсменок, на которых наша гимнастика может твердо надеяться.

Обрадовали своими успехами и молодые мастера-мужчины. Абсолютным чемпионом страны впервые стал 25-летний Виктор Лисицкий, правда, после трех серебряных олимпийских медалей золотая сама просилась ему в руки. Тем более, что Шахлин и Титов были на этот раз среди зрителей. Зато мало кто ожидал, что 18-летний Михаил Воронин будет сражаться с Лисицким на равных. Миша занял четвертое место. В его возрасте подняться так высоко еще не удавалось ни одному гимнасту. Среди финалистов мы впервые увидели 17-летнего Валерия Карасева. Это - новое имя в нашей большой гимнастике.

Но не только новые имена явились приятным итогом прошлого сезона. Молодые спортсмены демонстрировали смелые и сложные упражнения. Это была зрелость творчества. Стало ясно, что наша гимнастика на подъеме.

Эти радужные надежды несколько рассеяли беспокойство после поражений, которыми огорчил нас вчерашний день.

Впервые советские гимнасты потерпели поражение на Олимпийских играх в Риме. Мужская сборная уступила первое место команде Японии. Японцы победили. Их упражнения были эффектными, а совершенная техника придавала исполнению особую легкость. Стиль японцев прозвали «порхающим».

За восемь лет до этого на Олимпийских играх в Хельсинки японские гимнасты заняли пятое место в командном первенстве. Единственное, чем они выделялись, - это пристрастием к киносъемке. Особым объектом их внимания были советские гимнасты.

В Риме японцы победили нашим же оружием: творчеством. Они сумели опередить нас в своем развитии. Не зря непрерывно трещали их кинокамеры. Все, что было снято на пленку, увидено, изучено по специальной литературе, они обобщили и на этой основе начали собственный поиск.

Кинокамеры начали входить «в быт» наших гимнастов всего лишь два-три года назад. Но и сегодня у нас нет научного центра по обобщению зарубежного опыта, который существует в Японии. Наша спортивная наука мало помогает в развитии техники и методики. Это достигается в основном эмпирическим путем, благодаря опыту наших сильнейших гимнастов и тренеров.

После Олимпийских игр в Риме мы очнулись. Появился лозунг «Учить новое!». И как пример этого нового предлагались упражнения японских, итальянских и других зарубежных гимнастов. За два года мы не смогли ликвидировать отставание. На чемпионате мира в Праге упражнения наших гимнастов снова оказались «скучными» по сравнению с комбинациями японцев. Мы проиграли командное первенство.

В Токио положение внешне не изменилось. Первые-японцы, мы - вторые. Но зарубежная спортивная пресса сразу отметила, что «русские сделали громадный скачок после Праги». Действительно, если после Рима мы брали за образец упражнения наших соперников, то после Праги мы вновь смогли вернуться на путь собственного творчества. Именно за эти два года наша сборная пополнилась молодежью. А молодежь - это всегда дерзание, поиски нового.

Разумеется, и наши соперники не стояли на месте. За полгода до Олимпийских игр японцы объявили о своем секретном оружии: сверхтрудных элементах - «ультра-си». Но в Токио оказалось, что советские гимнасты имеют свои «ультра-си», которые не слабее японских. Мы не уступали нашим соперникам в творчестве. А это значит, что мы наконец сумели преодолеть кризис.

Наша женская сборная одержала в Токио свою четвертую олимпийскую победу. Но эта победа дала больше поводов для беспокойств и раздумий. чем поражение мужчин. Если раньше наши гимнастки казались недосягаемыми, то теперь преимущество было минимальным. Команда Чехословакии, в которой прославленную Еву Босакову и других ветеранов заменила молодежь, составила нам острую конкуренцию. Только большой опыт спас наших гимнасток от проигрыша. Но золотую медаль абсолютной чемпионки завоевала 22-летняя Вера Чаславска.

Советская команда оказалась в Токио самой старшей по возрасту. Упражнения наших гимнасток проигрывали комбинациям сильнейших зарубежных спортсменок по трудности, динамичности и впечатлению. Было ясно, что в следующий раз с этим составом нам не придется рассчитывать на победу.

Вот почему так радостно было воспринято появление Петрик и Кучинской. Думается, что вслед за ними появятся и другие имена.

Сегодня

В один из зимних дней я побывал на тренировке Виктора Лисицкого. Прошлый год был для него исключительно тяжелым. Соревновательный сезон закончился в конце декабря. Сразу же после победы на первенстве СССР Виктор участвовал в международной встрече с гимнастами Финляндии, где снова был первым. Казалось бы, он просто обязан теперь отдыхать. Но нет, я увидел активную тренировку. Лисицкий разучивал новые «ультра-си».

- Готовим бомбу! - пошутил его тренер Константин Каракашьянц.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены