Это случилось на севере Тюменской области, в Тарко-Сале - одном из крупнейших газовых месторождений.
11 февраля прошлого года, в четыре часа утра, природа попыталась отомстить человеку за вторжение в недра земли. На первой разведочной скважине произошел внезапный выброс газа страшной силы. Фонтан воспламенился, и форс пламени достиг двухсот метров в высоту. 9 миллионов кубометров газа - столько, сколько необходимо в сутки такому городу, как Ленинград, - сгорали каждые двадцать четыре часа.
Двести суток люди вели схватку с разбушевавшейся стихией. Двести дней и ночей на Пурлейской площади рвались в небо языки пламени и кипело озеро, возникшее на месте разрушенного устья скважины...
Газ вырвался на поверхность, словно смерч, и через некоторое время вспыхнул гигантским факелом. Через несколько часов небольшое устье скважины превратилось во все разрастающийся кратер, поглотивший буровую. Скоро на площади диаметром в шестьсот метров клокотали мощные огненные буруны. Температура пламени была настолько высока, что даже за двести метров от этого «костра» на людях тлела одежда.
Возникновение «аварийного» фонтана объясняется тем, что мощный газовый пласт на глубине всего 700-
800 метров - большая редкость и неожиданность для геологов.
Чтобы заглушить газовый фонтан, необходимо было к месту аварии - на Пурпейскую площадь - доставить большое количество оборудования. В условиях северного бездорожья это могла сделать только авиация. Впервые из Салехарда в Тарко-Сале полетели транспортные гиганты «АН-12». Непосредственно к пылающему фонтану оборудование несли вертолеты «Ми-6». Две тысячи тонн груза - две буровые установки, трубы, станки - перевезли они всего за полтора месяца.
История газовой промышленности насчитывает единицы фонтанов подобной силы. Пурпейский - случай высшей категории трудности. Львовский ученый Решетников предложил эффективный план ликвидации фонтана. По наклонной скважине, пробуренной на непроницаемый пласт, лежащий выше газоносного, нужно нагнетать воду и глинистый раствор.
В результате гидроразрыва пласта фонтан должен заглохнуть.
23 июля бригада одного из опытнейших буровых мастеров, Н. И. Григорьева, начала решающий штурм. По новой, искривленной скважине буровики закачали 35 тысяч кубометров воды и 400 кубометров раствора. По истечении шести месяцев восемнадцати дней фонтан сдался. На его месте сейчас большое озеро. Над медленно остывающей водой клубится пар. Работы на новом мощном Пурпейском месторождении, которое в ближайшее время окажет серьезное влияние на развитие газовой промышленности всей страны, вступили в будничное русло...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.