Эра реактивных гигантов

С Щербатов| опубликовано в номере №777, октябрь 1959
  • В закладки
  • Вставить в блог

Это началось три года назад, в сентябре 1956 года. В тот день с Внуковского аэродрома Москвы поднялся первый серийный «ТУ - 104». Пилот Барабаш рейсом «0304» открыл первую на земле регулярную реактивную трассу Москва - Омск - Иркутск.

Прежде чем стать серийной машиной, «ТУ - 104» проделал сотни испытательных полетов. Пробуя свои крылья, он «исколесил» весь Советский Союз вдоль и поперек, успел побывать во многих столицах Европы и Азии.

Особенно знаменательным был прилет «ТУ - 104» в Лондон 22 марта 1956 года. Его появление в Англии явилось до некоторой степени символичным, ибо именно англичане за четыре года до этого сделали первую попытку вывести на регулярную воздушную трассу свою реактивную «Комету - 1» и потерпели, к сожалению, неудачу. «Комета» не смогла удовлетворить высоким требованиям пассажирской авиации. Вот почему, осматривая «ТУ - 104», английский маршал авиации Жубер де ла Ферт заявил, что «Запад не видел ничего подобного». Известный авиационный обозреватель Томпсон утверждал: «Это самолет, который предоставляет России ведущее место в области гражданской авиации». Появление «ТУ - 104» подействовало на Запад ошеломляюще...

Что же произошло с тех пор в мире современной пассажирской авиации?

«ТУ - 104» заставил удвоить усилия западных авиастроительных компаний. В конце 1958 года в Америке, Англии и Франции появились реактивные пассажирские самолеты. Первой смогла вывести на регулярные воздушные линии самолет «Комету - IV» Англия. Пока что «Комета» курсирует только на линиях Лондон - Париж - Рим и Лондон - Нью - Йорк с остановками для дозаправки в Гуз - Бее. Выход англичан на реактивные трассы подстегнул авиационные компании США, которые постарались ввести в эксплуатацию четырехмоторный реактивный «Боинг - 707», сделанный

на базе военного транспортного самолета «КС - 135». Теперь «Боинг» летает на линиях Нью - Йорк - Лондон, Нью - Йорк - Париж - Рим. В это же время французская авиастроительная кампания сдала в эксплуатацию самолет оригинальной конструкции «Каравеллу». Пока что этих машин выпущено всего несколько.

А у нас, в СССР, реактивные лайнеры стали предметом повседневной жизни. Известный авиационный обозреватель США, владелец многих авиационных изданий г - н Перриш, посетивший Советский Союз в прошлом году, писал: «Главное, что поражает иностранца, прибывающего сегодня в Россию, заключается в том, что каждое место в самолете на магистральных линиях занято, здания вокзалов переполнены... Самый простой народ садится в реактивные самолеты в Москве для полета в Иркутск, расстояние до которого составляет 3 000 миль, и делает это так, как будто бы он летал уже 20 лет по этому маршруту».

Но в своей статье Перриш пытался посеять и недоверие к успехам СССР. О самолете «ТУ - 114» он писал: «ТУ - 114» может перевозить 180 пассажиров и имеет ресторан на 48 мест в нижнем этаже. Заявляют, что он летает со скоростью 500 миль (примерно 750 километров) в час, но западные инженеры настроены скептически в отношении заявлений о такой скорости для турбовинтового самолета».

Первый удар этому недоверию «ТУ - 114» нанес на авиационной выставке в Париже. Но полное поражение понесли скептики после того, как «ТУ - 114» проделал небывалое в истории гражданской авиации турне из Москвы в Нью - Йорк, причем обратный путь он прошел со средней скоростью 800 километров в час. Ни один турбовинтовой самолет на Западе не имеет такой огромной скорости!

До недавнего времени считали, что реактивные самолеты на коротких линиях использовать невыгодно. Но Аэрофлот открыл линию Москва - Ленинград, поставив на нее 100 - местный «ТУ - 104Б», и это мнение было опровергнуто. Кто же откажется попасть из Москвы в Ленинград за 55 минут вместо 8 часов поездом, за ту же самую цену, что и на поезде? И теперь между Москвой и Ленинградом «ТУ - 104Б» совершают более 5 парных рейсов ежедневно. На этой линии пассажиры прозвали «ТУ - 104» «реактивным трамваем». А вскоре такие же «реактивные трамваи» стали ходить между Москвой и Киевом, Киевом и Ленинградом.

До десяти пар 70 - местных «ТУ - 104А» курсируют ежедневно между Москвой и Хабаровском. Интересная деталь: в прошлом году в Москву из Хабаровска было отправлено на самолетах в два раза больше пассажиров, чем поездом. По нескольку рейсов в сутки совершают «ТУ - 104» в Тбилиси, Ташкент, Свердловск, Омск и другие города страны.

Но теперь на магистральных линиях у «ТУ - 104» появился «опасный конкурент» - турбовинтовой 85 - местный скоростной лайнер «ИЛ - 18». В свой первый регулярный рейс он вышел 20 мая, на линии Москва - Адлер. В этот же день начались рейсы «ИЛ - 18» в Алма - Ату, а через несколько дней - в Баку. С самой хорошей стороны показал себя и другой турбовинтовой самолет, «АН - 10», конструкции Антонова.

Период, который переживает сейчас наш гражданский воздушный флот, можно было бы с успехом назвать революцией в пассажирской авиации. За первое полугодие этого года было открыто около 30 магистральных линий. Где, когда, в какой стране открывалось столько воздушных трасс, оснащенных новейшими турбореактивными и турбовинтовыми самолетами?

К концу семилетки перевозки на воздушных линиях должны возрасти в 6 раз. И уже в этом году Аэрофлот перевезет на три миллиона пассажиров больше, чем в прошлом году.

Могут спросить: куда же девать старые, поршневые «тихоходы» - «ИЛ - 12», «ИЛ - 14», «ЛИ - 2» и т. д.? Ничего, они не останутся без дела! Внутри каждой республики, края, области существует своя, местная авиационная сеть, соединяющая города, районные центры, колхозы, рабочие поселки. Это своего рода подъездные пути магистральных линий.

И если раньше здесь пассажиров перевозили 2 - 3 - местные или 8 - местные легкие самолеты, то теперь сюда переводятся 25 - местные «ИЛы».

Всех, конечно, волнует вопрос: когда начнутся регулярные рейсы межконтинентального гиганта «ТУ - 114»? Мы думаем, что это случится еще в текущем году. Сейчас ряд экипажей Аэрофлота осваивает «ТУ - 114», и различные наземные службы готовятся к его эксплуатации. Эту замечательную машину выгоднее всего использовать на сверхдальних трассах, таких, как Москва - Хабаровск и Москва - Владивосток, или международных, типа Москва - Пекин. «ТУ - 114» сможет прекрасно работать и на такой считающейся очень трудной трассе, как Москва - Нью - Йорк через Атлантику.

Что еще о самолетах? Не будем предвосхищать событий, но можно надеяться, что наши талантливые конструкторы создадут в будущем еще не одну прекрасную машину.

Сейчас в строительстве пассажирских воздушных кораблей существует две тенденции: «турбореактивная» и «турбовинтовая». По целому ряду технических причин самолеты с турбореактивными двигателями считаются более прогрессивными, так как только они дают возможность наращивать скорость пассажирского транспорта. Но и у турбовинтовых машин есть свои защитники, которые имеют такой козырь, Как экономичность. Судя по всему, будущее все - таки принадлежит турбореактивной авиации. В этом отношении конструкторское бюро Андрея Николаевича Туполева, имеющее богатый опыт по созданию самолетов обеих систем, скажет со временем свое веское слово.

В ближайшее десятилетие, по - видимому, появятся самолеты, построенные на совершенно новых принципах. Так, выступая еще на XX съезде КПСС, академик И. В. Курчатов сказал: «Нужно шире открыть дорогу атомной энергии для транспортных целей... Должны быть широко развиты работы по атомным силовым установкам не только для ледокола, но и для других кораблей, авиации и сухопутного транспорта».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

«Надежда всех угнетенных»

Неизвестная запись Эрнста Тельмана