Письма из Киргизии
- Мишка, а в отдел кадров зайдем? - шепотом опрашивает Вячеслав и приподнимается на локте.
- Дурак! - так же шепотом отрезает Мишка. - Что ты забыл в отделе кадров? Зарплату получили, деньги на билеты есть...
- Только надо ночью уходить, когда спят. А то разговоры всякие начнутся, вопросы...
- Можно и ночью, - соглашается Мишка.
Они замолкают. Вячеслав долго еще вздыхает и ворочается. Мишка тоже не спит, только не хочет выдавать себя и лежит тихо.
За раскрытым окном - ночь, жаркая, душная и тихая. Мишке мажется, будто ночь эта вливается через окно густым, тяжелым потоком и постепенно наполняет всю комнату. Становится тяжелее дышать, приходят в голову неприятные мысли. Вот он возвращается в Одессу, идет по улице и встречает комсомольского секретаря, который вручал Мишке путевку на строительство Уч - Курганской ГЭС и говорил теплые, задушевные слова. Или приходит Мишка к девушке, которая лучше всех других в Одессе, приходит и преподносит цветы. А она поднимает на него свои необыкновенные глаза и тревожно спрашивает: «Миш, а ты... не дезертир?»
Мишке трудно дышать, трудно думать, вообще трудно жить. Он ищет счастья и никак не может найти. Вячеслав тоже ищет счастья и тоже пока не нашел.
Густую, черную ночь внезапно разрывает ветер. Он мечется, неистовствует за окном и, кажется, в клочья рвет нагретый, душный воздух. Ветер распахивает створки..... Мишка и Вячеслав мгновенно вскакивают, подбегают к окну и наглухо закрывают его.
- Ветра здесь как нигде на земле, - ворчит Мишка и проверяет, прочно ли закреплены шпингалеты.
Внезапно за его спиной вырастает широкоплечая фигура Степана. Он спокойно отодвигает ребят и распахивает окно.
- Надо только створки закрепить, - басит Степан. - А ветер - это хорошо. Легче дышится.
Утром Мишка и Вячеслав валяются в постелях, с подчеркнутым презрением посматривают на Степана, который торопливо одевается и убегает в столовую завтракать.
Потом они весь день слоняются по городку, скептически разглядывают постройки, сплевывают в газоны, где высажены тоненькие, молодые тополя. Около зимнего клуба, уже готового для штукатурных работ, невольно останавливаются.
- Может, ничего городок - то получится? - неуверенно говорит Вячеслав.
- Ты, Вячик, слюнтяй! - Мишка зло скалит зубы. - Мужества в тебе нет. Решили ехать - значит, точка! И нечего задний ход налаживать!
Вечером, когда пустеют молодежные общежития и тесно становится на танцплощадке, Мишка и Вячеслав уходят из городка. Уходят тайком, как воры, ни с кем не простившись, не оформив увольнение в отделе кадров.
Течет навстречу широкая асфальтовая дорога, по дороге идут машины с зажженными фарами, но почему-то все они идут в одну сторону - к городку. Наверное, шоферы, уезжавшие в рейсы за кирпичом, цементом, горючим, торопятся теперь домой, хотят успеть на последний сеанс в кино или к прощальному туру вальса в летнем клубе... Одна за другой машины идут навстречу, и кажется, что дорога эта не имеет обратного направления. Только Мишка и Вячик одиноко бредут против стремительного потока, бредут медленно, перекладывая с руки на руку чемоданы и поминутно оглядываясь: не догонит ли попутная машина? Наконец попутная догоняет. Мишка поднимает руку, и шофер притормаживает машину.
- Куда, хлопцы?
- До Джалал - Абада довезешь?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.