Если бы несколько месяцев назад вы захотели узнать у жителей Оренбурга, что такое Гай и как туда добраться, то, пожалуй, лишь трое-четверо из ста сумели бы вам ответить.
Задайте этот вопрос сегодня, и вам ответит любой: «Гай? Это ударная комсомольская стройка крупнейшего в стране горнообогатительного комбината. Садитесь на попутную машину - довезет».
Много в степи дорог. И прямых, как стрела, и петляющих среди оврагов, холмов. От Орска и Ириклы, от Ново-Троицка и Халилова, от Круторожина и Медногорска по дорогам идут машины. Гудят тяжелые «МАЗы», «ЗИЛы», ковыляют бульдозеры, переваливаются экскаваторы, подскакивают на выбоинах проворные «газики», мчатся желто - красные автобусы. Дороги ведут в Гай.
Кто он был, этот фантазер и мечтатель, назвавший гаем - рощей - холмистую степь, по которой бегут лишь седые волны ковыля, степь, где на десятки километров нет ни деревца?
На горизонте встают контуры буровых вышек. Значит, уже недалеко. И вот машина вырывается «а гребень холма. Под ветром плещутся паруса палаточного городка, поднимают свои ажурные стрелы краны, белеют двухэтажные дома, нежно зеленеют молодые деревья.
Дороги сливаются я одну, широкую, накатанную, и та ныряет под голубую арку, стоящую посреди степи на границе будущего города. Это ворота Гая, всегда открытые для каждого, кто хочет быть полезным, кого ведет сердце на передовой рубеж семилетки.
В неказистом с виду временном бараке, где помещается контора строительства, всегда полно людей. Особенно шумно и тесно в небольшой комнате, которую занимает комсомольский штаб стройки.
Начальник штаба, высокий, широкоплечий Виктор Лоляничко, еле умещается за шатким столиком, заваленным бумагами. Дел у него столько, что порой одновременно приходится и говорить по телефону, и писать, и отвечать на вопросы. Не каждый справится. Но у Лоляничко, кажется, получается неплохо. Может быть, сказывается военная закалка: старшина Поляничко только недавно демобилизовался. А может, выручает журналистская хватка: до армии Виктор работал в газете и сейчас учится заочно на третьем курсе факультета журналистики Московского университета.
Штаб - сердце Гая. Целый день сюда звонят и идут люди со всех участков стройки. Требуют: «Виктор, воздействуй!» И Лоляничко связывается с контрольными комсомольскими постами предприятий - поставщиков, с управлениями стройки, нажимает на субподрядчиков, торопит отстающих, стыдит нерадивых.
Неизменный помощник Виктора - Володя Гуркин, секретарь комитета комсомола. Он тоже не устает напоминать, убеждать, требовать, спорить, ругаться с теми, по чьей вине замедляются темпы.
Темпы - это главный лозунг сегодняшнего Гая. По государственному плану уже в начале 1961 года Гай должен отправить на медеплавильные заводы первые эшелоны руды. Комсомольцы решили сократить и эти сжатые сроки, освоить в нынешнем году около ста пятидесяти миллионов рублей, дать пробные тонны руды в первом квартале будущего года. А для этого надо не только свято выдерживать график, но и опережать его...
Примостившись у стола, Володя Кузнецов размашисто набрасывает текст очередной «молнии». Многие побаиваются острого пера этого «громовержца и молниеметателя». Володя - художник - самоучка. Приехал он в Гай по комсомольской путевке как слесарь - монтажник. Ему нет еще двадцати лет, но после семи классов Володя уже успел поработать прицепщиком и трактористом «родном совхозе, окончил ремесленное училище, был бригадиром монтажников на Южно - Уральском заводе тяжелого машиностроения. А здесь. потребовался его талант художника. Оказалось, что слесарей в Гае достаточно, а карикатуристов нет. И хотя Володю тянет к прежней работе, он чувствует, что нужен в комсомольском штабе, что пером и кистью он помогает строительству.
... Вечерами после рабочего дня кто - нибудь из членов комсомольского штаба, чаще всего Виктор, возит новичков по Гаю. Именно возит, в автобусе или в открытой машине: пешком площадку строительства не обойдешь и за целый день.
- Сейчас вы познакомитесь со стройкой не как экскурсанты или туристы, а как хозяева, в руках которых находится ее судьба, - начинает Поляничко свою беседу с добровольцами и, дав водителю знак трогать, продолжает: - Здесь будет город на пятьдесят тысяч жителей. Видите два ряда домов? Они почти готовы, скоро начнем заселять... Почему строим город вдали от воды, от железной дороги, в голой степи? Да потому, что под йогами у нас невиданное богатство. Медь! Миллионы тонн богатейшей руды! С пуском нашего комбината и рудников производство меди в стране значительно увеличится.
Виктор рассказывает о том, что уже сделано за прошедшие два месяца и что предстоит делать дальше. Он показывает место будущего стадиона, и ребята забывают про ковыльную степь перед глазами. Он говорит о тридцати тысячах деревьев и кустарников, которые надо посадить в этом году, и каждый слышит шелест листвы завтрашних парков Гая. Виктор напоминает новичкам, что я Гае пока все привозное. Даже «ода. Ее привозят за несколько километров и отпускают по специальным талонам. Но уже готова почти половина восемнадцатикилометровой траншеи водовода. Экскаваторщики работают круглые сутки, проходя за смену ло сто двадцать метров... Со светом теперь лучше.
- Видите ажурные мачты? Это семикилометровая линия высоковольтной электропередачи. За месяц с небольшим провели ее комсомольцы. А вот и насыпь будущей железной дороги. Здесь будет открытый карьер: руда залегает неглубоко. А там проходчики пробивают стволы шахты. Это основные объекты. Но все силы сейчас направлены на строительство жилья: к осени люди должны переехать в городские квартиры...
- Чем Гай не город? - весело спрашивает Поляничко, когда машина, мягко покачиваясь, бежит по одной из дорог, ведущих к палаточному городку, и сам же отвечает: - Танцплощадка есть. Отделение связи, сберкасса, книжный киоск - все есть! Можете выписать газету, журнал, поговорить с. Москвой или Владивостоком, зарегистрировать брак, подписаться на собрание сочинений Стендаля. Все можно. Даже чистильщик обуви у нас появился! Правда, бедняге работы маловато, просится а каменщики... К сентябрю школу откроем, можно будет продолжать образование без отрыва от производства. Л потом техникум, институт... Не думайте, что все это легко. Нет. Людей пока маловато. Но все будет. Обязательно! Помолчав, спрашивает:
- Кто здесь голосистый? Неуверенное молчание.
- Не поверю, чтоб не было такого. У нас без песни ни шагу. Недаром кто - то присказку пустил: наш Гай - песенный край... Слышите, даже медь под землей поет, наружу просится...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.