Полтора года назад его направили в литейный цех и назначили помощником мастера. Александр отлично понимал: хочешь быть инженером, хорошо изучи рабочее место. Он начал трудиться с жаром. Облазил все уголки, присматривался к цеховой технологии, завел даже отдельную тетрадь, куда выписывал свои наблюдения. Его волновал вопрос: почему в цехе так велики простои оборудования? В чем причина? «вот получу свой участок, - думал он, - и добьюсь, чтобы работа шла, как часы».
Не пожалев времени, Охрименко съездил в Москву, разыскал свои отчеты по производственной практике на автозаводе имени Лихачева: там он долго работал в литейном цехе. Охрименко вновь побывал на ЗИЛе. В системе организации труда в литейном цехе ЗИЛа ему особенно понравилась пятиминутка перед окончанием смены. Эта пятиминутка, которую там называли «ноготком», занимала большое место в жизни цеха. Саша мечтал ввести такой «ноготок» на своем участке. В эти последние минуты смены рабочему планировалось задание на три дня вперед. Вот где скрывался секрет отличной организации труда! При такой планировке сменных заданий, когда рабочее место готовилось заранее, а не в начале смены, ни одна минута трудового дня формовщика не оказывалась потраченной впустую.
- К пятиминутному «ноготку», - говорил Саша рабочим, - в нашем цехе должны привыкнуть так же, как к номеру на табельной доске.
Много забот принесло Охрименко и стержневое отделение Климовского завода. Сушильная печь частенько оказывалась не в состоянии выдать нужное количество сухих земляных стержней, необходимых при отливке деталей. Но Саша знал, что на одном из подмосковных заводов в этих случаях используют стержни из сырой земли. Молодого специалиста заинтересовало это начинание. В своей тетради он записал: «Главные задачи участка, который я получу: повысить производительность, улучшить организацию труда (провести три экскурсии на ЗИЛ), механизировать своими силами производство и совершенствовать технологию».
Однако эти задачи так и не были решены. Мастером его не решились назначить. А когда он попытался увлечь литейщиков новыми предложениями, старые мастера - практики сказали:
- Ты вот что: не шебарши особо! Порядков новых не заводи. Без тебя управимся. Тоже еще, уче-е-е-ный!
«Почему же так иронически относятся в цехе ко всему новому? - думал Александр. - Ведь все эти начинания, проверенные жизнью, на пользу делу».
Руководство цеха так и не поддержало молодого специалиста, хотя процент брака и простои оборудования по - прежнему оставались очень высокими. Охрименко чувствовал себя все неувереннее. Получить участок он уже не надеялся, и, когда в заводское конструкторское бюро потребовались инженеры, Охрименко подумал: «Все - таки инженерным делом буду занят».
Вот так он очутился за кульманом в отделе главного металлурга.
А разве один Охрименко стал «конструктором поневоле»? Ушли из цехов молодые инженеры Изольда Чебрикова, Белла Афанасьева и многие другие.
На Климовском заводе мы познакомились с добрым десятком молодых специалистов, у которых недопустимо долго затянулся «кандидатский стаж» в мастера.
В прошлом году в механический цех № 14 направили группу молодых специалистов. Казалось бы, следовало открыть «зеленую улицу» молодежи, имеющей специальное техническое образование. Ведь до сего дня из девятнадцати руководящих работников цеха - начальник, его заместители, сменные инженеры и мастера - семнадцать имеют образование в объеме семи классов и ниже. Диплома инженера нет ни у одного.
Но как же сложились судьбы молодых специалистов, пришедших в цех? Вот, например, Валентина Кукашина, окончившая Коломенский машиностроительный техникум. Больше года она работает в цехе сверловщицей. Такая же участь постигла выпускниц техникума Нину Буканову и Людмилу Стихину. Уже полтора года Людмила работает слесарем, а Нина - контролером.
- Никому и дела нет до того, что у нас дипломы техников, - жалуются девушки. - А когда мы пытаемся поставить вопрос, чтобы нас перевели на инженерно - технические должности, нам отвечают, что мы вряд ли справимся, что с практиками иметь дело надежнее. После таких разговоров невольно опускаются руки.
Выпускник машиностроительного института Леонид Жерохович за два с половиной года работы на заводе «продвинулся» с должности фрезеровщика до «и. о. мастера». А ведь это очень грамотный и добросовестный инженер!
Выпускница Московского высшего технического училища имени Баумана Раиса Холодкова, инженер литейного производства, уже год стажируется на рабочем месте. Срок достаточно большой, не правда ли? Но в литейном цехе не спешат доверить молодому инженеру самостоятельную работу, хотя из тридцати девяти цеховых мастеров всего лишь двенадцать имеют законченное среднее техническое образование. Более того, вопреки постановлению Совета Министров СССР о минимальном уровне оплаты инженерно - технических работников девушке установили оклад, который намного ниже этого уровня.
Такая же участь постигла выпускника Калязинского машиностроительного техникума Александра Малинина. Уже больше года трудится он на рабочем месте, и его непосредственный начальник, старший мастер участка, не имеющий специального образования, нередко обращается за советом и помощью к «интеллигентному рабочему», как в шутку зовут здесь Александра. Несмотря на его отличную работу, нет никаких надежд, что Александру Малинину доверят самостоятельный участок. А ведь в техникум он пришел не со школьной скамьи и жизненным опытом обладает немалым.
Подобных фактов можно было бы привести десятки. Сколько же времени протянется еще «кандидатский стаж» мастеров - специалистов?!
Нас взволновали судьбы Ивана Андреева, Александра Охрименко, Леонида Жероховича, Раисы Холодковой и других. Их печальный пример показывает, как небрежно относятся на Климовском заводе к воспитанию молодых руководящих кадров.
Приведем несколько цифр.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.