Город, который умирает

Джон Вир| опубликовано в номере №759, январь 1959
  • В закладки
  • Вставить в блог

Читателям «Смены»

После шестинедельного пребывания в СССР я вернулся в Канаду, но все еще нахожусь под впечатлением того, что мне довелось увидеть в вашей стране - стране кипучей энергии и смелых дерзаний. Я всегда буду помнить замечательный советский народ и в особенности жизнерадостную, полную энтузиазма молодежь.

Около двухсот молодых канадцев имели счастье побывать в Москве на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов. Они вернулись домой с самыми теплыми воспоминаниями о советских людях и о своих сверстниках - комсомольцах. Они решили так учиться и вести себя, чтобы походить на молодежь вашей страны. С радостью могу сообщить вам, что на курсах, где я работаю преподавателем, самыми прилежными юношами и девушками оказались те, которые были у вас в гостях на Московском фестивале, мои юные советские друзья! Весь мир восхищается вашими трудовыми подвигами. Вы преображаете свою страну и тем самым оказываете огромное влияние на будущее всего человечества.

Торонто, Канада.

Страшно видеть, как умирает город. Вам это особенно понятно, мои советские друзья, ибо многим из вас довелось пережить гибель родных городов и деревень, разрушенных гитлеровскими бомбами, обращенных фашистами в груды щебня и пепла. Но не менее страшное зрелище представляет город, умирающий в мирное время, умирающий буквально на глазах у его обитателей. Зловещая тень смерти витает над фабриками, заводами и жилищами людей. С каждым днем тускнеет огонь жизни...

Мне часто приходилось видеть такие города - призраки, случалось бродить по безлюдным улицам когда - то шумных шахтерских поселков в провинции Альберта. Тягостно было слышать, как завывает ветер, проникая через разбитые окна в опустевшие горняцкие дома. Власть имущие решили, что «с политической точки зрения» выгоднее импортировать уголь из Соединенных Штатов, чем добывать свой собственный. И вот результат: замерли транспортеры в шахтах, разъехались люди, словно спасаясь от чумы...

Я хочу рассказать вам о Виндзоре - городе, который тоже умирает. Я знаю и люблю этот город. На заре истории Канады здесь охотились, ловили рыбу и выращивали маис ирокезы. Где - то в окрестностях Виндзора, как гласит предание, похоронен дядя Том - герой бессмертного произведения Бичер Стоу, а на окраинах города до сих пор ютятся потомки беглых негров, не вынесших тяжести рабского ярма. В этих местах на берегу Детройта некогда пролили свою кровь наши славные патриоты, мужественно отбивая атаки зарвавшихся янки.

Новая история города Виндзора началась пятьдесят лет назад, когда большое развитие получила автомобильная промышленность. Форд, Крейслер, владельцы фирмы «Дженерал моторс» «перешагнули» через реку Детройт, чтобы создать в Канаде свои филиалы и таким образом проникнуть на недоступные им в то время рынки Британской империи. Так Виндзор стал автомобильным городом Канады, где десятки тысяч деревенских парней и иммигрантов выбивались из сил, чтобы «поставить Канаду на колеса». Горестные воспоминания связывают меня с умирающим городом. Там в 1920 году шестнадцатилетним парнем бродил я от завода к заводу в поисках работы. В Виндзоре же я стал однажды невольным свидетелем самоубийства: чтобы избавиться от нужды и голода, юноша - безработный бросился в маслянистые воды Детройта. Я видел, как он оттолкнул от себя брошенный ему спасательный пояс и пошел ко дну. Я был также очевидцем мужественной борьбы рабочих, которые, организовав грандиозную забастовку, на какое - то время сумели поставить на колени «династию» Фордов: забастовщики добились повышения заработной платы, а также права вступать в рабочие союзы.

И вот много лет спустя я снова приехал в Виндзор. Это было совсем недавно. После первой же прогулки по городу у меня возникло такое чувство, будто я нахожусь в доме, где лежит покойник. Сотни тысяч легковых автомобилей и грузовиков наводняли заводские дворы и прилегающие к ним кварталы в тщетном ожидании покупателей. Но кто будет покупать автомобили? Зачем безработным машины? Правда, агенты фирмы предлагают машины без обычного аванса, в рассрочку на многие месяцы. Люди, однако, не решаются рисковать: никто не уверен в завтрашнем дне, никто не знает, удастся ли потом расплатиться. Безработица стала бичом для самых широких слоев населения, ее пагубные результаты повседневно ощущают и торговец, и врач, и портной...

Печальный вид имеют улицы умирающего города. Торговцы открывают свои лавки больше по привычке, чем по необходимости. Рабочие выходят на улицу, чтобы постоять на углу или от нечего делать поглазеть на витрины магазинов. Нужда вызывает семейные неурядицы, нервирует жен и приводит в отчаяние матерей - так уж лучше провести время на улице, чем околачиваться дома... Я встречал молодых людей, которые после окончания школы уже много лет не могут найти работу. Одни из них коротали часы в игорных домах, другие слонялись без дела на набережной, откуда хорошо видны силуэты замерших в бездействии автомобильных заводов Детройта.

Многие жители Виндзора уехали на север, в лесные районы, надеясь, что там им наконец улыбнется счастье. Незначительная часть пожилых рабочих одну - две смены в неделю занята на ремонте оборудования. Но и такую временную работу не так легко найти. Безработица продолжает расти... Только однажды жител

и Виндзора воспрянули духом и глаза их засветились радостью. Это произошло в те дни, когда Китайская Народная Республика сделала заказ на тысячу автомобилей. Еще немного, и снова загудели бы заводы Виндзора и ожил бы город. Но Джон Фостер Даллес сказал: «Нет!», - и автомобильные боссы послушно протянули свои цепкие руки через границу, приостановив выполнение китайского заказа. Парламент Канады, правда, заявил протест, но так робко, что на этом все дело и кончилось. Опять померк свет в глазах жителей Виндзора...

Виндзор, крупный центр автомобильной промышленности Канады, умирает... Но он не умрет! Настанет день, и наш канадский рабочий класс вдохнет жизнь в города - призраки. Он не позволит умертвить свой город.

Сейчас, когда я пишу эти строки, у ворот автомобильных заводов США и Канады стоят пикеты рабочих, требующих работы, улучшения условий жизни.

Виндзор и другие города будут жить! Рабочий класс вырвет их из когтей смерти, и они протянут руку дружбы восставшим из руин советским городам, чтобы вместе бороться за победу над смертью на всем земном шаре.

Торонто, Канада.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены