Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», принятый Верховным Советом СССР, открывает широкие перспективы. Партия и правительство делают все, чтобы подрастающее поколение входило в жизнь без робости, хорошо подготовленным к участию в общественном труде.
Во многих школах занятия в классах успешно совмещаются с производительным трудом. Например, в 607-й московской школе программа для десятиклассников составлена так, что половину учебного времени учащиеся проводят в цехах машиностроительного завода «Борец». Работа у станков заставила ребят по - новому взглянуть на окружающее, пробудила интерес к труду, вызвала презрение к белоручкам.
Об увлекательном труде ребят и рассказывает очерк, который мы публикуем.
Началось это так. Однажды после уроков классный руководитель Людмила Ивановна Гашева попросила ребят задержаться. Людмила Ивановна волновалась не меньше школьников.
- Ребята, - сказала она, - в школе у нас организуется одиннадцатый класс. Программу десятого класса мы, стало быть, будем проходить два года...
Десятиклассники зашумели.
- А что это нам даст? - спросила Лера Плоткина.
- Специальность, - ответила учительница. - Три дня в неделю будем учиться, а три дня работать на заводе «Борец». Тот, кто окончит одиннадцатый класс, получит производственный разряд...
И ребята, может быть, впервые по - настоящему задумались над своей судьбой... До сих пор будущее представлялось им как - то очень неясно. Окончат школу, подадут заявления в институты. Многие, конечно, в вуз не попадут, разбредутся кто куда. И хорошо бы действительно получить с аттестатом зрелости и специальность! Прямая дорога тогда открывается перед тобой. На любой завод примут, и не нужно будет начинать с азов.
Весь вечер Гашева говорила со своими воспитанниками. «Отцы и матери их работают на заводах, фабриках, - размышляла Людмила Ивановна. - Но вот смену им мы до сих пор не готовили...»
Как отнесутся десятиклассники к нововведению? За многих Людмила Ивановна была уверена. Володя Кондратьев, например, давно решил, что он будет отливать модели на заводе. Модельщиком решил стать и его друг Слава Борисов. Эти ребята своей запальчивостью увлекли и других.
«Ничего, - думала Людмила Ивановна, - пусть решатся на профессию модельщика хотя бы из чувства солидарности. Потом сумеют выбрать специальность по душе. Главное, чтобы их увлекла сама идея...»
Через несколько дней школьники пришли в один из цехов «Борца». Десятиклассников прикрепили к опытным рабочим. Учителем Вовы Кондратьева стал молодой мастер Юрий Гуськов, и школьник начал осваивать новую профессию.
Юра Михайлов попал B ремонтный цех. Каждого токаря здесь именовали универсалом, и самым универсальным из всех считался его, Юры Михайлова, мастер - Владимир Заварцев.
Мальчик гордился тем, что мастер доверял ему станок, видимо, считая его толковым и подготовленным парнем.
Однажды мастер дал ему синьку и коротко бросил:
- Обточи - ка, друже, конус...
Юра задумался. Конус ему еще не попадался. Как же рассчитать угол?
«Тут я применю тригонометрию, очень просто», - решил Юра, но ничего не мог вспомнить из уроков тригонометрии. Вспоминались почему - то лишь усы математика Михаила Константиновича... Синус применить или тангенс? Да и какая между ними разница?
Подошел Заварцев:
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.