В конце сентября - мы тогда были уже на четвертом курсе - появилась в нашей группе Алла. Как сейчас вижу: незадолго до звонка вошла в аудиторию высокая, стройная девушка в расстегнутом серо - голубом жакетике. Высоко держа голову и упруго ступая каблуками, подошла к свободному столу, негромко сказала: «Здравствуйте!» - и села, положив перед собой маленькую кожаную папку. Кто - то из ребят крикнул: «Нашего полку прибыло!» Потом зазвенел звонок, и в аудиторию стремительной, подпрыгивающей походкой вошел Григорий Александрович, профессор литературы.
Новенькая на последнем курсе - событие редкое. Мы узнали, что Алла Сорокина три года занималась заочно. Так сложились обстоятельства, что и работать ей нигде не пришлось. Родители, кочуя по разным городам, не хотели отпускать от себя единственную дочь. Только недавно - из - за этого она даже поссорилась с мамой - добилась перевода на очное отделение: «Хоть год побыть настоящей студенткой...»
- Вам известна тема сегодняшних занятий? - спросил Григорий Александрович новенькую.
В аудитории стало тихо, как на экзамене. Долговязый черноволосый Саша Великовский толкнул меня в бок: «Сейчас начнет гонять по всему курсу...» Мы глядели на Аллу, затаив дыхание. Хотелось крикнуть: «Скажи: не знала!» Но девушка не замечала наших взглядов, она слегка повела белокурой головой, что - то простодушно - детское мелькнуло в ее голубых глазах, чуть прикрытых тяжелыми темными ресницами.
- Я знала, - ответила она.
- Готовились?
- Да.
Григорий Александрович минуты три хмуро листал свои записи. Потом его колючий взгляд метнулся на Аллу. И вдруг профессор сухо бросил:
- Садитесь.
Что подействовало на старого преподавателя: спокойная голубизна глаз девушки или уверенность и прямота ответа, - трудно сказать, только Григорий Александрович не стал ее экзаменовать. Сама Алла при этом не выразила радости. Полуприкрыв глаза ресницами, отчего лицо ее стало как - то по - особенному грустным и хорошим, не спеша опустилась на стул. Похоже было, что она осталась недовольна. «Храбрая девушка», - рассудили мы, и всем она сразу показалась чрезвычайно интересной.
Да Алла и в самом деле была хороша собой: стройная, с зачесанными назад волнистыми волосами, высоким лбом и почти бирюзовыми глазами. Только губы, слишком тонкие и всегда плотно сомкнутые, придавали ее лицу какое - то надменное выражение.
Нескольких дней нам было достаточно, чтобы разузнать о новенькой все. Алла много ездила. Ее отец - крупный инженер - строил в то время на Дальнем Востоке какой - то большой, очень важный завод. Она видела все фильмы и спектакли, вышедшие за последние годы, а заезжих знаменитостей - музыкантов, певцов - слушала не по радио, как мы, а в концертных залах, да еще и по нескольку раз. Рассказывала об этом просто, не рисуясь и не хвастаясь, а так, к слову.
Однажды, придя на занятия, она торопливо отстегнула крышку изящной желтой палки и, пряча торжествующую улыбку, достала оттуда синюю бумажку.
- Есть билет на Монтана, - сказала она. - Кто хочет пойти?
Вначале мы подумали, что Алла шутит, но, взглянув на билет, поняли: говорит серьезно.
- А ты сама?
- Я уже слушала его.
Тогда по давнишней студенческой традиции мы решили разыграть билет. Приготовили пятнадцать бумажных квадратиков, на одном из них написали: «Монтан». Каждый подходил и тянул «на счастье». Заветный билет выпал Коле Розову - высокому длиннорукому парню с каштановым чубом.
Розов почему - то растерялся, покраснел и вдруг сказал, что пойти на концерт не может: занят. Мы сразу поняли, в чем дело: Коля не терпел никаких одолжений. Бывало, в «сухие дни» перед стипендией позовешь обедать, скажет: «Уже перекусил»; пригласишь в кино - тоже откажется. На втором курсе один сердобольный профессор вздумал пожалеть его и «место тройки поставил четверку. Коля взбунтовался и настоял на том, чтобы в зачетную книжку ему записали тройку. Потом пересдавал.
Но в тот день отказ Коли «ас возмутил, нам даже стало стыдно перед Аллой. Ведь никто не собирался ему дарить билет, просто выпало парню счастье, а он заартачился... В конце концов Коля сдался, взял билет. Только на следующий день, придя в институт, не очень - то вежливо объявил, что его заставили напрасно потратить время: концерт ему не понравился -
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.