Двадцать лет в буржуазной Литве велись разговоры о строительстве Неманской гидроэлектростанции. Но дальше слов дело не шло. Вся энергетика находилась в руках иностранных монополистов, которые были не заинтересованы в промышленном развитии страны. И только в годы Советской власти перед литовским народом открылись широчайшие перспективы развития всех отраслей хозяйства, в том числе и энергетики. В настоящее время в республике вырабатывается электроэнергии в десять раз больше, чем в буржуазной Литве. А к концу семилетки производство электроэнергии утроится по сравнению с нынешним уровнем.
В этом году вступит в строй первый агрегат Каунасской ГЭС на Немане, а в 1960 году эта гидроэлектростанция, самая мощная в Прибалтике, будет работать на полную мощность. Широко разольются воды нового моря, во все концы республики протянутся линии высоковольтных передач...
Сегодня стройка в лесах. Гидростанцию сооружают смелые, трудолюбивые люди, среди которых много молодежи - сотни юношей и девушек пришли на берег Немана по зову партии, по велению беспокойного сердца. Об одном из энтузиастов строительства и рассказывает этот очерк.
Какая ночь!... Людасу кажется, что он никогда не видел такой удивительной летней ночи. В глубокой синеве неба мерцают тысячи звезд... Мать рассказывала, что у каждого человека есть своя звездочка. И тому, кто рожден под счастливой звездой, всю жизнь сопутствует удача... Людас останавливается, смотрит: где же его звездочка?
- Опять размечтался? - спрашивает брат.
Алексас называет Людаса фантазером, мальчишкой. Но он забывает, что в кармане у Людаса лежит красная книжечка - комсомольский билет и что весь он полон горячего желания совершить что - нибудь необыкновенное, героическое, отправиться в какое - нибудь опасное путешествие... Брат смеется над ним. Он говорит, что Людасу незачем ехать в дальние страны, если он действительно жаждет борьбы и подвигов. Брат считает, что человек всюду и всегда может совершить большие дела, если только он способен на это. Людас возражает: ну, какая борьба в их отдаленном, тихом селе? Война кончилась. Бандиты рассеяны. Правда, люди из села рассказывают, что в Комарских лесах затаился со своей бандой кулачишка Баканаускас...
Свернув с дороги, братья спускаются по тропе. Вдали чернеет их усадьба, еще дальше - другая...
- Кто - то с огнем бродит по двору, - тихо говорит Алексас.
Оба останавливаются, прислушиваются. И в то же мгновение раздается автоматная очередь, доносится крик.
- Бандиты! - кричит Алексас. - Скорее! Вместе с братом Людас влетает в избу. Из глубины дома доносится тихий стон. Людас бросается в угол комнаты. Там, истекая кровью, лежат отец и мать. Алексас переносит отца на кровать, потом поднимает мать и тихо шепчет:
- Живые.
Людас стоит, словно окаменев. Он смотрит на отца и видит на седых волосах пятка крови... «Вот тебе и спор о борьбе...» - думает Людас, сжимая кулаки. И кажется ему, что хотя он и носил на груди комсомольский билет, но настоящим комсомольцем стал только в эту ночь.
... Не один раз принимал Людас Блужас участие в походах против бандитов. Народные защитники уничтожили шайку кулака Баканаускаса, и жизнь на хуторах вступила в нормальное русло. Людас закончил курсы электросварщиков, потом три года прослужил в рядах Советской Армии, а когда вернулся домой, узнал, что на голубом Немане началась стройка огромной электростанции. Он решил поехать на стройку.
- Сварщик? Прекрасно, - сказали в отделе кадров. - Но сваривать - то пока нечего. Придется временно землекопом.
- Можно и землекопом, - усмехнулся Людас. - Без землекопов стройке не обойтись.
И он рыл землю, ровнял дорогу, носил кирпич... Людас был всюду, где требовались крепкие руки.
Прошел год, второй... Неузнаваемо изменилась за это время строительная площадка ГЭС. На пологом берегу Немана урчали бульдозеры и тракторы, гремели лебедки, позванивали гигантские краны, проносившие над лесами груз, туда и сюда сновали самосвалы. Рядом со стройкой выросли огромные корпуса бетонных фабрик, светился огнями целый квартал новых жилых домов...
Прораб Юргис Монкус, молодой, энергичный инженер, недавно закончивший Каунасский политехнический институт, потребовал, чтобы для работ по забивке свай ему дали не меньше трех электросварщиков. Но заведующий механическими мастерскими только развел руками.
- Сам понимаешь, сварщиков теперь не хватает, - сказал он. - Даю тебе одного, но лучшего - Людаса Блужаса.
Придя на участок прораба, Людас внимательно ознакомился с заданием, спокойно взял аппарат и начал резать железные балки... Вечером прораб Монкус удивился: Людас один успевал разрезать сваи, сваривать их и сверлить отверстия. По подсчетам оказалось, что он сделал больше трех норм.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.