Очень прошу Вас... живите и думайте по - своему. Поэзия - это редкая удача. Пишете ли Вы прозу? Мне кажется, Вы должны писать. Очень хотелось бы с ней познакомиться, если это так.
Ваш Алексей Толстой
6 сентября 1940 г.
Уважаемый т. Юнов!
Пьесу Вашу («Шаблон») прочитал. Хочу побеседовать с Вами по вопросам, в ней затронутым.
1. Пьеса, как род литературного произведения, обладает наибольшей силой воздействия, глубиной впечатляемости и широтой размаха. Слово, произнесенное со сцены, разносится и повторяется в миллионных «тиражах». Понятно поэтому, каким ответственным должно быть это слово - способное разъяснить, возбудить, или - если это неверное, злое - раздражить и сбить с правильного пути.
2. В пьесе Вы подняли больной для себя вопрос о «шаблонщине». Оставляю пока в стороне литературную и драматургическую технику. Говорю о существе дела, т.е. о мыслях, выраженных Вами через персонажей пьесы. И вот - эта самая мысль о шаблоне, о заедающей скуке однообразия и сдавленной мысли - развернута Вами со всей полнотой логических и образных доказательств. Кривцов говорит зло, ядовито, остро, образно... Да и по пьесе его разговоры - разлагают окружающих... Кривцов получает в Вашей пьесе великолепную площадку для убедительной пропаганды своих идей... А Вы? Вы сами - эти идеи разделяете?..
3. Если Вы разделяете идеи Кривцова - тогда Вы правы в обрисовке роли и образа его - его места в пьесе и силы его действительно контрреволюционных монологов... Но тогда наш спор или беседа с Вами переходит из области художественной критики произведения в область политических аргументов... а мне думается, что Вам и самому ясно, насколько определенно лицо Кривцова, как социального типа, несмотря на то, что он выходец из самой нищенской среды... а может быть именно поэтому, так как люмпен - пролетарии никогда не отличались устойчивым революционным образом мысли и действий - и история знает случаи, когда такой вот люмпен - пролетариат - топил в крови рабочие восстания.
4. Если же - и в этой плоскости я и беседую с Вами - Вы, как художник, подметили в окружающей Вас среде элементы кривцовщины - разговоры, мысли, словечки и поступки, подобные выведенным Вами в пьесе, - то задачей Вашей явится наиболее полное и убедительное разоблачение Кривцова, всех его идеек, и образное же противопоставление ему нашей действительности во всем ее многообразии и красочности, столь не похожей на шаблонные мыслишки Кривцова, путающегося в трех соснах эгоизма, злости, недовольства жизнью.
5. Между тем - такого разоблачения у Вас не получилось. Кривцову возражают шаблонными фразами об энтузиазме и строительстве. В речах противников Кривцова - Кривцов может почерпнуть новые доказательства шаблонщины. Почему так вышло у Вас?
Потому что Вы сами еще не знаете - как нужно спорить с Кривцовым, что ему надо противопоставить, как расположить материал пьесы против Кривцова, а не за него... без навязчивой схемы и примитивности...
В этом неудача Вашей пьесы... Отсюда ее идейная порочность, которая влечет за собой художественную слабость вещи. Образы положительные разработаны поверхностно, наивно, наспех... образ Кривцова, Залуговского, Кузнецова - интереснее, живее...
Пьесу нельзя показывать так, как она есть... Написана она плохим языком, зачастую просто литературно слабо и синтаксически неправильно.
Я подчеркнул ряд наиболее неудачных в этом отношении мест.
6. Выводы: Подымать такую тему надо с гораздо большими идейными силами. Учиться Вам надо... это хорошо, что Вы читаете много... важно только, чтобы чтение проникало в Вас, формировало Ваши мысли и чувства в определенном направлении и давало Вам силу вступать в бой с самыми мощными противниками, куда более сильными, чем Ваш Кривцов, который в этом поединке - положил Вас на обе лопатки...
Надо, кроме того, учиться писать - не по учебникам пьес, а по лучшим образцам мировой драматургии, освобождать язык свой от прозаизмов и дешевой вычурности. Особенно грешите Вы этим в рассказах... «город задрожал и забился в судорогах Октябрьской революции»... «слишком уж могучее созидание страной нового мировоззрения»... и т. п. очень много. А между тем - есть у Вас наблюдательность, любовь к людям и их жизням, есть искреннее желание разобраться в происходящем и ответить себе на многое... все это хорошие показатели и их забывать не надо...
Значит - идейное осмысление жизни. Большая философская (не пугайтесь этого слова) продуманность мыслей, которые Вы претворяете в художественные образы... Чтение. Серьезное и постоянное. Работа над слогом, беспощадное уничтожение всего наносного. «Литературщина» - как ржавчина разъедает начинающие таланты.
Трудно Вам живется. Верю и понимаю. Слова утешения вряд ли помогут здесь. Но если найдете в себе силы - пройти сквозь самое трудное - дальше все будет легче и лучше...
Не унывайте!
Жму руку.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.