- Вы будете слушать, если я вам что-нибудь сыграю?
Светка останавливается в двери и с удивлением замечает, что всегда выдержанная и ровная Светлана Аполлоновна сегодня очень взволнована. Девочки рассаживаются вокруг рояля, руки воспитательницы осторожно ложатся на клавиши.
Сначала Светка все-таки хочет уйти и задерживается только из любопытства. А потом уже забывает обо всем. Широкая, властная и вместе с тем очень трогательная музыка поражает ее своей силой и нежностью. Светка прислушивается к страстной мелодии и улавливает за этой страстностью и широтой живую человеческую боль. Будто грустит кто-то очень сильный и гордый... Будто потерял он самое дорогое и теперь не может вернуть его. Ей почему - то вспоминается портрет отца в парадной летной форме, представляется бездонное голубое небо, перечеркнутое силуэтом вражеского самолета.
Музыка крепнет. Исчезает щемящая душу боль, Светка слышит победные маршевые аккорды, а потом светло и тонко поют чистые высокие ноты, и опять повторяется страстная, сильная мелодия, за которой угадывается страдание живой человеческой души. Светка медленно опускается на стул. Она чувствует себя подавленной и в то же время окрыленной. Она не может понять, что с ней.
- Тебе понравилась музыка? - тихо спрашивает воспитательница, и Светка поднимает на нее растерянные глаза.
- Не знаю...
И что ни делает она в этот вечер, чем ни занимается на другой день, она неотступно слышит светлую, чудесную музыку. Светка сама разыскивает воспитательницу и обращается к ней, впервые называя ее по имени и отчеству:
- Что вы играли вчера, Светлана Аполлоновна?
- «Полонез» Огинского.
Воспитатели с удивлением и радостью замечают, как постепенно начинает теплеть сердце «трудной» девчонки. У нее появляется интерес к людям. Сначала к одной только Светлане Алоллоновне. Теперь Светка не пропускает ни одного музыкального вечера. Садится поближе к роялю и, если Светлана Аполлоновна спрашивает девочек, что они хотят послушать, обязательно просит:
- Полонез, который вы играли тогда... Помните?
Светлана Аполлоновна играет, потом рассказывает девочкам об Огинском, о трогательной истории написания «Полонеза». В другой раз она играет им Чайковского, и Светку эта музыка поражает еще больше. Она пробует сама учиться игре на фортепьяно, записывается в музыкальный кружок и старательно занимается в нем.
Однажды после музыкального вечера Светка провожает воспитательницу до ее комнаты и, когда Светлана Аполлоновна приглашает ее, заходит. В комнатке тесновато, но уютно. На полках книги. Очень много книг. А на столе альбомы с фотографиями. И фотографий тоже очень много. Светлана Аполлоновна замечает заинтересованный взгляд Светки и, усадив ее у стола, пододвигает кипу снимков.
- Это из туристского похода...
Снимки необыкновенные. В горах, по диким, узеньким тропкам пробираются веселые парни и девушки. И среди них - Светлана Аполлоновна. В брюках, в клетчатой ковбойке, с рюкзаком! Потом веселые парни и девушки сидят у костра, переходят вброд бурную речушку, плывут на байдарках, поют под гитару... Светка рассматривает снимки и расспрашивает воспитательницу о ее спутниках. Светлана Аполлоновна охотно и подробно рассказывает. Потом открывает ящик стола, и Светка видит, что он полон писем.
- Это все от друзей, - тепло говорит Светлана Аполлоновна. - Разъехались после института, теперь вот письмами разговариваем.
- А вы... увидитесь с ними еще? - осторожно спрашивает Светка.
- Конечно, - улыбается Светлана Аполлоновна. - Этим летом собираемся в Закарпатье.
- Все? - удивляется Светка.
- Нет, всем не удастся. Трое не смогут приехать. Зато вот эти, - она показывает на двух пареньков, - приедут с женами.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.