Приемщица

Виктор Лавринайтис| опубликовано в номере №737, февраль 1958
  • В закладки
  • Вставить в блог

Рассказ

Сила писателя

О. Хавкин

Вместо предисловия к рассказу В. Лавринайтиса «Приемщица»

На станции Могзон из вагона скорого поезда Владивосток - Москва торопливо вышел человек во флотской тужурке. Поправив фуражку с золоченой эмблемой, он ищущим взглядом окинул платформу. Нет, того, кого надеялся увидеть, не было. А поезд стоит здесь только двадцать минут! Надо все же спросить кого-нибудь - вот хотя бы этого гражданина в дубленом полушубке и кирзовых сапогах.

- товарищ, меня должен был встретить Лавринайтис... Виктор Брониславович... Писатель... Вы случайно не знаете его, не видели?

- Это я, здравствуйте, - и человек в дубленом полушубке протянул моряку широкую шершавую ладонь.

- Вы автор «Пади Золотой»? - Моряк с некоторым недоумением вглядывался в простое, крестьянского склада лицо, загорелое, носатое.

- Не удивляйтесь... Я работаю приемщиком леса на бирже леспромхоза. Вот отпросился. Прямо с работы.

Моряк горячо стал рассказывать, как он случайно купил в привокзальном киоске в Чите «Падь Золотую», как с увлечением читал ее вместе с друзьями.

Поезд тронулся. Капитан - лейтенант долго еще следил из тамбура за желтевшим на платформе дубленым полушубком, а Виктор лавринайтис после этой встречи пошел домой не сразу. Ему захотелось - в который раз! - побродить этим студеным вечером по родному поселку.

Он вышел на центральную площадь Могзона. Вот стоят здесь дома, принявшие недавно новоселов - рабочих депо, а наискосок - длинное двухэтажное здание школы. В этой школе двадцать лет учительствовала его мать. Здесь учился и он.

Пожалуй, нет в Могзоне ни одного машиниста, ни одного слесаря, ни одного лесоруба, который не сидел бы в свое время за партой на уроках у Елизаветы Тигреевны. Это они, незабываемые друзья детства, стали героями повести о могзонских школьниках, искавших в глухой тайге загадочную Золотую падь. Все, что описано в этой повести и в рассказах, Лавринайтис увидел, подслушал здесь, в Могзоне.

Возвращаясь домой, Виктор Брониславович остановился у здания телеграфа. Здесь он когда - то работал электромехаником, телеграфистом, а позднее написал «Рассказ о телеграфе», рассказ о людях незаметной профессии.

А вот белые массивные здания депо. Направо - паровозное, налево - вагонное. В стороны от них протянулись блестящие, натруженные поездами рельсы.

Любит Лавринайтис рабочих депо, всем сердцем привязан к ним. Их отцы пятьдесят лет назад были застрельщиками знаменитой июльской забастовки на Забайкальской магистрали. У них была тогда лучшая боевая дружина дороги. Они, деповские, отважно боролись за Советскую власть в Забайкалье... Недаром в повестях и рассказах Лавринайтиса столько сердечных страниц посвящено жизни и труду машинистов, кочегаров, слесарей - его друзей и сверстников...

Лавринайтис пересек пути и вышел к берегу Хилка. Река, берущая начало на севере, в горных озерах, рядом с истоками Витима, здесь, в широкой долине, спокойно несет свои захолодевшие воды к Байкалу.

Виктор Брониславович остановился на мосту. Как же все - таки разросся Могзон - поселок железнодорожников и лесорубов! Кварталы новых домов шагнули далеко за Хилок, туда, где еще мальчишкой охотился Виктор на уток! А окрест - на север, на запад, на восток от Могзона - выросло кольцо могучих леспромхозов, дающих стране лес. Вон там - ГыршелунскиЙ, там - Катангарский, там - Хилокский...

Сколько километров исходил по тайге Виктор Лавринайтис! Не только как охотник. Был он и лесообъездчиком, и лесником, и шофером леспромхоза, и приемщиком леса.

Десять лет назад напечатал Лавринайтис свои первые рассказы. С тех пор, живя среди своих героев, работая бок о бок с ними, написал он книги «Лесники», «Падь Золотая», «Охотничьи встречи» и десятки рассказов.

Лавринайтис перейдя мост, берегом Хилка подымается к окруженному тополями домику. У калитки его встречают младшие сыновья:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены