Четыре знамени, пробитые пулями, опаленные огнем сражений. Они водружены в честь побед советскими солдатами. В разное время, в разных частях света мне довелось сфотографировать их. Но примечательно то, что все снимки сделаны одним фотоаппаратом, который подарил мне Алексей Максимович Горький.
Расскажу все по порядку. В 1929 году я работал в Москве фотокорреспондентом газеты «Красная Татария». Первого августа в Зеленом театре Парка культуры и отдыха должен был состояться антивоенный митинг, на который ждали Горького.
С утра я отправился в парк, чтобы встретить Алексея Максимовича. В то время на моем «вооружении» был старый деревянный фотоаппарат, который перед съемкой всякий раз нужно было ставить на треногу и закрывать покрывалом, было уже около пяти часов вечера, когда я наконец увидел Алексея Максимовича, идущего по аллее. Бросившись к нему, я поздоровался и умоляющим голосом попросил сфотографироваться для читателей газеты «Красная Татария». - Ну, снимай, - согласился Горький, внимательно выслушав меня. - Где сесть?...
Скамейки поблизости не оказалось, и Алексею Максимовичу пришлось присесть на пень.
Долго я пыхтел под покрывалом, наводя на фокус свой ящик. Горький терпеливо ожидал.
- Давно я так не фотографировался, - с улыбкой сказал он.
Наконец все готово. Я снял крышку объектива, сделал первый снимок Горького, затем второй, третий.
Съемка продолжалась около получаса. К Алексею Максимовичу несколько раз обращался его спутник, напоминая, что они могут опоздать на митинг.
- Снимать же трудно человеку! - отвечал Горький. - А для земляков казанских надо угодить. Снимай, снимай, не торопись, я посижу еще...
Алексей Максимович душевно поговорил со мной, расспросил о жизни.
- А у тебя другого - то аппарата нет? - поинтересовался он и, достав из кармана блокнот, что - то написал на листке бумаги и передал мне. - Отправляйся по этому адресу, и тебе дадут самый новейший фотоаппарат. Только обязательно приходи потом ко мне и принеси снимки...
Алексей Максимович на прощание сказал:
- С новым-то аппаратом у тебя больший толк будет...
Несколько дней спустя из Казани прислали номер «Красной Татарии». На третьей странице был напечатан портрет писателя. Я пришел к Горькому, вручил ему газету и все шесть снимков. Алексей Максимович на одном из них написал: «Смелому земляку, желаю и дальше удачи».
А по записке мне выдали отличную «Лейку».
С тех пор прошло почти тридцать лет. С подарком А. М. Горького по заданиям газет и журналов я исколесил весь Советский Союз и многие зарубежные страны. Побывал фотоаппарат и на фронтах, где советские воины с оружием в руках отстаивали свободу и независимость своей Родины. Этим аппаратом я и запечатлел четыре знамени Победы, водруженные у озера Хасан, у реки Халхин - Гол, над горящим рейхстагом и на Электрическом утесе в Порт - Артуре.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.