Обратная сторона медали

Сем Нариньяни| опубликовано в номере №750, август 1958
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Разве торговля не отвлекает тебя от школы?

- Что делать! - сказал мальчик. - Должен же я хоть в будущем году иметь мотороллер.

Продавщица книжного магазина мадам Эжени рассказала туристам еще более характерную историю. Ее сосед по дому решил сменить старую автомашину на новую модель, но ему не хватало тысячи крон. Ждать и экономить соседу не хотелось, и он уговорил жену заработать недостающие деньги на панели. В свое оправдание этот сосед сказал примерно то же, что и юный торговец апельсинами:

- Не мог же я остаться на будущий год без машины новой марки!

Про этот случай узнали журналисты и опубликовали разоблачительную статью. Однако они возмущались не тем, что человек хорошего достатка в погоне за новой маркой автомобиля толкнул жену на гнусный, грязный промысел, а тем, что, занимаясь гнусным промыслом, женщина не уплатила со своих заработков налога городу...

Не так давно журнал «В защиту мира» напечатал статью, кажется, французского автора Евы Фреден, о катастрофическом падении нравов в Швеции. Мне казалось, что Ева Фреден увлеклась и зря обрисовала молодых жителей Стокгольма павианами. По литературе и школьным хрестоматиям мы знали шведов как людей твердой, здоровой морали, уравновешенного характера. Но за последние годы какая - то ржавчина сильно подточила эту здоровую мораль. Сейчас шведская молодежь ведет себя так неприлично, что это бросается в глаза не только приезжим, но начинает сильно беспокоить и самих шведов.

В дни VI футбольного первенства в Стокгольм, Гетеборг и другие шведские города съезжались тысячи спортсменов, туристов, болельщиков. К каждому приходу поезда или парохода у гостиниц собирались толпы молодежи. Здесь меньше всего было коллекционеров автографов. Встречали приезжих глазным образом девушки 15 - 16 лет. Все они были в традиционном рок - н - ролловском виде: узенькие, укороченные брюки, сыпно - тифозная прическа, сигарета в зубах. Чем экзотичнее выглядели гости, тем больше восторгов выражали девочки. Гиды еще не успевали высадить всех приезжих из автобуса, как вы могли увидеть тут же, рядом с гостиницей, какого - нибудь массажиста из парагвайской команды и девушку обнимающимися, хотя еще час назад они не были даже знакомы.

Пожилая женщина, служащая гостиницы, в которой жили советские туристы, возмущалась поведением девочек с сигаретами в зубах так же сильно, как и все мы.

- У нашей гостиницы пасется целый выводок таких, - сказала женщина. - У всех этих девочек есть папы и мамы...

Лапы и мамы, оказывается, знали о времяпрепровождении своих дочерей и не чинили им никаких препятствий. И делалось это вовсе не из - за недостатка времени. Дело в том, что в Швеции сейчас в моде «теория свободного воспитания детей» (есть, оказывается, и такая теория!). Она гласит, что дети должны расти и воспитываться в полном соответствии со своими склонностями и стремлениями, без грубого вмешательства со стороны старших. Такое вмешательство якобы противоречит принципам полной свободы. И вот, согласно этим принципам, дети растут, тянутся вверх, как сорная трава на задворках.

В Гетеборге из - за плохой договоренности туристской организации с железнодорожной администрацией нашей группе туристов предоставили вагон не в десятичасовом поезде, а только в полночном. Ждать два часа поезда на платформе было утомительно, и я вышел на привокзальную площадь. Вскоре к моей скамейке подкатил на маленьком «Оппеле» паренек лет шестнадцати. Он вытащил из кармана журнал и стал перелистывать его, Журнал назывался «Париж - Голливуд». В нем почти совсем не было текста. Страницы журнала заполняли фотографии примерно ста красавиц - тех, которых называют в Америке «pin - up - girls» (девушки с обложки). Девушки были сняты в рост, в разных позах. И на всех ста ни одной юбки, ни одной кофты - нитка с бусами, вот и все одеяние. Наконец к скамейке подошла, очевидно, та, которую ждал паренек, подкативший на «Оппеле». Она села рядом и сразу же начала целоваться с пареньком. Ни я, ни переводчица, которая сидела со мной рядом, ни люди, идущие с вокзала и на вокзал, нисколько не смущали юную парочку. Только один раз девочка оторвалась от своего занятия, чтобы спросить:

- У вас есть спички?

Спички оказались у переводчицы. Девочка затянулась дымом и тотчас же принялась за прерванное...

- Сейчас такое время года, - как бы извиняясь, сказала переводчица. - Июнь - июль. Только в это время года у нас много солнца. Оно и днем и ночью, и молодежь торопится, боится упустить белые ночи.

- А когда нет белых ночей, молодежь ведет себя строже?

- Тогда ночи темнее, и те, которые не хотят видеть, не замечают этого.

- Они, наверное, сильно любят друг друга?

- Не думаю. Наверное, очередное увлечение. Дружки на полгода.

Девочка подняла голову с плеча юноши для очередной затяжки сигаретой. У этой девочки были нежные персиковые щеки с чуть заметным пушком, родниковая чистота голубых глаз и - увы! - уже не первый мимолетный дружок. Мне стало как - то не по себе. Вот он, принцип свободного воспитания молодежи!

Не все родители, конечно, придерживаются здесь этого дикого принципа. В значительном большинстве шведских семей воспитание поставлено с нужной строгостью. Мне рассказывали об одном крупном предпринимателе, который заставил свою единственную дочь поступить з магазин рядовой продавщицей. Причем папа послал дочь не в свой магазин, где будущей наследнице могли делать поблажки, а в чужой. Сын служащей из гостиницы, о которой я говорил, тоже воспитывается по старому, испытанному методу - в труде. Он работает шофером. Я его видел, говорил с ним. Это милый, скромный парень. Когда рядом с такими видишь на улице, в поезде, в скверах стайки развинченной, размалеванной, развращенной молодежи, становится как - то стыдно и обидно за страну, о строгих нравах которой так много писалось прежде. Эту молодежь не может уже остепенить, урезонить ни собственное самосознание (а где же тогда принцип полной свободы?!), ни школа (многие из них имеют дружков и подружек с седьмого класса), ни, тем более, церковь.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

В песках Алжира

Окончание. См. «Смену» №№ 13 - 15