Есть резервы у «Спартака»

Андрей Старостин| опубликовано в номере №756, ноябрь 1958
  • В закладки
  • Вставить в блог

У футболистов и тренеров всех футбольных команд класса «А», у всех их многочисленных болельщиков есть самая заветная мечта - «сделать дубль». Немногим командам удавалось за историю советского футбола добиться такого блестящего успеха: завоевать и первенство страны и кубок. В этом сезоне после напряженной и острой борьбы «сделал дубль» московский «Спартак».

Успех обязывает спартаковских футболистов не уронить в дальнейшем своей спортивной славы.

Мне хотелось бы поговорить о ближайшем будущем команды, о новых игроках, которые скоро вольются в нее.

Когда среди футболистов заходит разговор о каком - либо новичке, появившемся в той или иной команде, прежде всего задается вопрос о его возрасте. И в самом деле, это очень важный вопрос. Чем старше футболист, тем быстрее он устает. И поэтому тренер старается вовремя влить в команду новые силы. Но омоложение команды - очень сложное дело.

Нет безошибочного критерия для определения точного срока замены «старого» футболиста более молодым. «Футбольная старость» - понятие весьма условное. Один футболист в двадцать лет играет, как «старичок», а другой в сорок бегает, как юноша. Например, Стенли Метьюз, знаменитый английский футболист, до сорока с лишним лет занимал место правого крайнего нападения в сборной команде Англии. Все наши выдающиеся мастера кожаного мяча: Федор Селин, Михаил Бутусов, Григорий Федотов, Николай Дементьев - играли в возрасте тридцати пяти лет и старше. Виктор Ворошилов из «Локомотива» до сих пор поражает своей выносливостью. Глядя на него, думаешь, что по полю бегает совсем юный футболист. А заглянешь в паспорт и увидишь, что игрок перешагнул «старческий» рубеж: ему уже за тридцать. Вот и выходит, что гражданину Ворошилову тридцать один год, а футболисту Ворошилову двадцать. Одним словом, паспорт в этом вопросе не очень надежный показатель. В своей тренерской работе я, например, всегда придерживался правила: возраст игрока определяется его игрой.

Все это так. Но, тем не менее, вопрос омоложения команды всегда был и всегда будет жизненно важным для каждого футбольного коллектива. В московском «Спартаке» к критическому рубежу подошли годы Никиты Симоняна, Сергея Сальникова, Алексея Парамонова, Николая Тищенко; «почтенный» стаж имеют Валентин Ивакин, Игорь Нетто, Анатолий Солдатов, Анатолий Ильин и Анатолий Масленкин.

Принято считать, что своего расцвета футболист достигает примерно к двадцати пяти - двадцати шести годам, когда лучше всего сочетаются сила и опыт.

А все упомянутые мною игроки основного состава «Спартака» уже на несколько лет перешагнули этот «золотой» возраст. Нынешний состав «Спартака» исчерпал почти все потенциальные возможности. Нужна смена. И такие силы в резерве у «Спартака» есть. Это «дубль» команды.

Кого же из дублеров можно считать первыми кандидатами в основной состав одной из сильнейших команд страны? Ведь всю команду менять сразу нельзя. Преждевременное выдвижение так же вредно, как и запоздавшая смена. Но, с другой стороны, лучшее воспитание молодежь получает, играя бок о бок с футболистами старшего поколения. Один год игры вместе с Симоняном или Сальниковым даст Борису Лобутеву, к примеру, больше, нежели пять лет выступлений в окружении своих сверстников.

Кандидатами на переход в основной состав «Спартака», мне думается, являются Игорь Греков, Борис Лобутев, Виктор Мишин, Алексей Корнеев, Евгений Холмогоров. Все они ровесники, и все они очень молоды. Только в будущем году им исполнится по двадцать лет. Но у них уже большой «спартаковский стаж». Они начали играть пять лет назад в команде мальчиков «Спартака». Затем все вместе шагали к высотам спортивного мастерства по лестнице спартаковской футбольной школы в Тарасовке: юношеская команда, первая клубная и, наконец, команда дублеров.

За годы обучения в футбольной школе (тренер - заслуженный мастер спорта К. И. Рязанцев) дублеры усвоили тактическое содержание футбола. Спартаковцы - мастера помогли им воспринять свой «почерк», свой стиль игры. Пройдя многогодичную клубную школу, дублеры показали высокие атлетические качества, которых в отдельных матчах прошедшего сезона не хватало кое - кому из «старичков» основного состава.

Молодежный состав дублеров «Спартака» с большим успехом провел сезон 1958 года. Среди дублирующих команд класса «А» спартаковцы заняли первое место, набрав 21 очко из 22 возможных!

Полноценная тренировка дала свои плоды. Ребята уверенно чувствуют себя на поле. Пока их, конечно, нельзя назвать вполне сформировавшимися мастерами. Зрелое мастерство приходит с годами игры в основном составе, но у каждого из них есть свои качества, которые можно рассматривать как залог будущего успеха.

Крайний нападающий Греков обладает, например, незаурядной скоростью и превосходно пользуется обманными движениями. И не случайно товарищи называют его «Гарринша». Но хотелось бы, чтобы его игра носила более агрессивный характер. Корнеева, выступающего под № 3, отличает мужественная, уравновешенная игра, но ему надо усиленно работать над повышением скорости. Мишин - самый быстрый игрок «Спартака», но его тактический кругозор на поле еще недостаточно широк. Холмогоров, как и Мишин, играющий в нападении и крайнего и полусреднего, - хороший тактик: он прекрасно «видит поле», - но его удар по воротам заставляет желать лучшего. Отличительное качество Лобутева - умение вовремя и решительно ударить по воротам противника. Лобутев - результативный футболист, и это лучшая характеристика нападающему.

Таковы первые резервы «Спартака». За право перехода в основной состав с ними «конкурируют» товарищи по команде дублеров Валерий Чумичев, Юрий Иванов, Феликс Конжухов, Михаил Авербух и другие.

Ком/ из них будет сопутствовать наибольший успех, мы узнаем в будущем сезоне, когда на стадионах страны вновь начнутся горячие футбольные схватки за призы, кубки и звания чемпионов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

О самом заветном

Обсуждаем статью «Какое оно, личное счастье?»