Письмо из Брюсселя
Полгода, с апреля по октябрь, в столице Бельгии работала Всемирная выставка 1958 года. В павильоне СССР нередко происходили волнующие встречи с простыми людьми всех стран мира. CMS одной из таких встреч мне и хочется рассказать.
... С площади Наций по широкой лестнице, ведущей к главному входу Советского павильона, непрерывным потоком текла человеческая река. Бельгийские шахтеры и крестьяне, американские коммерсанты, немецкие студенты, представители самых различных народов и профессий входили в гостеприимно распахнутые двери хрустального дворца. В этой разноязыкой и пестрой толпе вряд ли кто обратил внимание на старика, опиравшегося на палку, в сером потрепанном пальто. К груди он прижимал завернутый в бумагу сверток. Старик, видно, пришел сюда не в первый раз, потому что уверенно направился к одной из сотрудниц павильона.
Через несколько минут оба они входили в помещение пресс - центра советской секции. По возбужденному лицу нашей сотрудницы можно было понять, что ее спутник не обычный посетитель.
- Генрих Либерт, - представился он, снимая шляпу.
Сквозь толстые стекла роговых очков смотрели добрые серые глаза. В рукопожатии чувствовалось столько дружеской теплоты и силы, что мы сразу прониклись к гостю симпатией.
- Я даже не знаю, как начать, - смущенно произнес старик, теребя в руках свою шляпу. - Начну, пожалуй, вот с чего...
И мы услышали историю подвига бельгийского патриота и искреннего друга нашей страны, потомственного пролетария Генриха Либерта, подвига, совершенного в годы войны с немецко - фашистскими захватчиками. Сейчас Либерту 68 лет, следовательно, в те годы ему уже минуло пятьдесят.
После оккупации Бельгии германская администрация решила использовать бельгийский промышленный потенциал для нужд «третьего рейха». При желании фрезеровщик высокой квалификации, каким был Либерт, безусловно, нашел бы себе применение. Но старый рабочий решил иначе. Когда оккупанты начали проводить мобилизацию рабочей силы, он скрыл от них свою профессию, хотя ему было хорошо известно, как поступали немцы с такими людьми.
Оккупанты отправили Либерта работать истопником в свои казармы.
Однажды его вызвал немецкий офицер.
- Будешь топить вот этим, - приказал он. В углу двора в беспорядке были свалены груды книг...
Рассказчик остановился на минуту и, сняв очки, устремил свой взгляд куда - то в пространство, словно вновь увидел эту картину: кучи разбросанных книг и гуляющий по их страницам ветер.
- Я сразу понял, откуда эта литература, хотя она и была на незнакомом мне языке. Титульные листы, фотографии и иллюстрации многих изданий говорили о том. что они из Советской России.
Либерт решил спасти хотя бы часть книг. Ежеминутно рискуя быть разоблаченным, начал под одеждой переносить книги домой...
Большими натруженными руками Либерт развернул лежавший у него на коленях сверток. Вот она, советская книга, спасенная простым бельгийским рабочим. Фашисты похитили ее вместе с другой литературой из библиотеки Украинского института зернового хозяйства имени Куйбышева. На книге сохранились библиотечные печати и инвентарный номер 28993. На обложке книги - рисунок главного входа павильона механизации довоенной сельскохозяйственной выставки в Москве и заглавие - «Механизация сельского хозяйства».
Старый рабочий передал нам книгу и сказал:
- Вера в вашу победу помогала мне в те страшные дни... Мне очень хотелось чем - нибудь помочь советским людям. Я был уверен, что книги еще пригодятся вам и будущем... Сегодня я захватил с собой только одну. Принесу и остальные.
Потом улыбнулся и добавил:
- Я часто прихожу в Советский павильон и каждый раз от души радуюсь. У вашей страны много друзей.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
«Кызыл» идет на север