Более сорока лет живет и работает в Иркутске один из старейших художников Сибири - Борис Иванович Лебединский. Многие сотни верст исходил он по сибирской земле, участвовал в десятках научных экспедиций. И где бы Борис Иванович ни путешествовал, он никогда не расставался с карандашом и бумагой. Сотни набросков и эскизов, сделанных в Саянах и на Байкале, на Ангаре и на стройках первых пятилеток, воплотились потом в картины, великолепные офорты и автолитографии. Их сейчас можно увидеть в музеях Москвы и Ленинграда, в театрах и клубах Иркутска, в домах байкальских рыбаков.
Если вы побываете в мастерской художника, то, прежде всего, обратите внимание на байкальские офорты и автолитографии, которыми буквально увешаны все стены. Байкал стал основной темой творчества художника, его вдохновенной песней.
- Я люблю Байкал, как самого близкого, родного человека, - говорит Борис Иванович. - Тоскую, когда расстаюсь с ним. Слышу плеск его волн, вижу утренние зори над его просторами. Байкал - это потрясающая симфония! Он каждую минуту меняется и почти неуловим для художника в своем вечном волнении. Напрасно его представляют только хмурым, суровым, нелюдимым. Он бывает и ласковым и светлым, как юношеская улыбка. И небо над ним часто такой изумительной глубины, как в Италии. У меня одна цель: чтобы все увидели, как прекрасен Байкал!
Лебединский - художник, ищущий, самобытный. Пейзажные полотна отличаются у него глубоким содержанием, в них улавливаешь настроение и думы автора. Это не простое любование природой, а глубокое проникновение в ее явления. Такой страстной и мудрой песни о легендарном озере еще никто не слагал.
Многое остается еще в замыслах. Этюды, изображающие Байкал хмурым, солнечным, дождливым, - плоды усиленных поисков. На стене в мастерской висят рядом три картины. Достаточно одного внимательного взгляда, чтобы понять: все они связаны общей идеей. Это - своеобразно задуманное полотно. Во время долгих экспедиций и путешествий Борис Иванович не раз был свидетелем типичного для Байкала явления. В жаркий день небо неожиданно затягивается светлыми нитяными облаками, которые постепенно разрастаются у горизонта в огромные белые шапки. Прозрачные светлые воды Байкала мрачнеют, приобретают темный, угрюмый оттенок. Налетают порывы ветра, и вскоре начинает гулять морской вал. Байкал кидается, как разъяренный зверь, пенится, грохочет, шумит. О таком явлении говорят: «Пришел «баргузин».
Это потрясающее, полное драматического накала зрелище и захотел выразить художник в серии сюжетно связанных картин.
Но «байкальской темой», конечно, не исчерпывается творчество Лебединского. Он всегда стремится быть в гуще событий современности. Еще в первые годы Советской власти Борис Иванович с головой ушел в общественную жизнь: был рабкором, часто выступал в местной печати. Семь лет подряд иркутяне избирали его депутатом городского Совета. Несколько лет Лебединский возглавлял Иркутское отделение Союза советских художников, принимал участие в создании Байкальского музея при Иркутском университете. И когда на сибирской земле развернулись гигантские стройки, Борис Иванович поехал к строителям с альбомом и карандашом. За плечами заслуженного деятеля искусств РСФСР Б. И. Лебединского уже шестьдесят семь лет жизни, но он и не думает об отдыхе. Борис Иванович обучает своему искусству новую группу молодых граверов, собирается в большой поход по Байкалу, мечтает повторить путешествие на самолете в Саяны, тщательно готовится к поездке на строительство Братской ГЭС.
- В Сибирь сейчас приехали замечательные люди. Их подвиги требуют монументального отражения, - любит повторять художник. - Красота кругом нас, она рождается самой жизнью, надо суметь увидеть и понять ее...
г. Иркутск.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Интервью. Инженеры Ю. М. Левин и В. Д. Миленький, министерство транспортного строительства СССР
Продолжение См. «Смену» № 16 - 17