Саяны... Они вытянулись синей цепью, хмуро прикрыв свои вершины снеговыми малахаями. Они величественны и спокойны. Но как только человек пытается проникнуть в их сокровенные тайники, они обрушивают на него лавины, застилают глаза туманами, хлещут дождями. Гранит превращается в пыль от ветра, воды и мороза, столетние лиственницы валятся, сраженные камнепадом и горными потоками. Но люди крепче камня, люди выносливее лесных великанов. Они ищут клад, спрятанный природой в каменных сундуках...
Однажды старый охотник - бурят привез в Улан - Удэ горсть песку. Песок был черный и тяжелый. Посмотрели на него ученые, пощупали, на руках взвесили и переглянулись: вольфрам?
Да, это был вольфрам. Редкий, удивительный металл, который придает стали прочность и упругость, без которого не может жить металлургическая промышленность.
И вот в горы ушли геологи. Продираясь сквозь бурелом и валежник, вброд переходя реки, они пробивались к цели.
- Нас было немного, - вспоминает Мария Александровна Козырева, пожилая седоволосая женщина. - И тайга кругом непроходимая. А где город сейчас стоит, черемуха цвела. Работали дружно. Руководила геологами Мария Васильевна Бесова. Худенькая такая. Тайги она исходила - не счесть. Всюду поспевала. Искали геологи в долине Джиды промышленный металл. Поначалу - то мы брали тот, который на поверхности лежал. А чтобы комбинат строить, огромные запасы нужны. Столько радости было, когда руду нашли! В одной горе - вольфрам, в другой - молибден. Потом и город расти стал...
Мы сидим в одном из кабинетов горкома партии, где работает сейчас Мария Александровна, и рассматриваем пожелтевшие от времени фотографии. Какие же они юные были, первооткрыватели! А за окном широкая зеленая улица ведет к управлению Джидинского вольфрамо - молибденового комбината, одного из крупнейших в стране, к Дому пионеров и музыкальной школе, к детским садам и клубу - ко всему, что появилось здесь за последние годы.
... Над тайгой грохочет взрыв. Высоко, чуть ли не к облакам, поднимается дым, взлетают обломки скалы. Едва успевает осесть поднятая взрывом белесая порода, как зубастая пасть экскаватора подхватывает ее и выбрасывает в кузов самосвала.
Невзрачный серый камень... Но без него не было бы высоколегированных сталей, а значит, и турбин для гидростанций, уникальных станков и машин, шагающих экскаваторов, паровых котлов и многого другого...
Если взглянуть с головокружительной высоты гор вниз, где уставили в небо клешни металлические опоры подвесной дороги. можно увидеть, как под уклон. отчаянно дымя, идет к дробильной фабрике поезд. В его вагончиках та же руда. Рудой наполнены и вагонетки подвесной дороги...
А бурильщики идут все вперед. Скважину за скважиной пробивают они в камне, чтобы руда поступала на обогатительную фабрику непрерывно.
Горы изрыты внутри на многие десятки километров. И на всем протяжении блестят черточки рельсов, мелькают огни электропоездов, разносится дробный перестук перфораторов.
В одной из таких штолен и началась трудовая судьба баргузинского бурята Цыдена Лодоева. На рудник он поступил крепильщиком. Молодого способного парня вскоре заметили и послали в Свердловский институт технического обучения рабочих. Цыден вернулся из Свердловска начальником смены, а затем стал старшим горным мастером. Многое, очень многое зависит теперь от Цыдена, от его опыта и смекалки.
За годы, которые трудится здесь Цыден, вырос не только комбинат, вырос и поселок - город Городок. Кроме названия, в этом городе есть и еще одна особенность: вода закипает здесь при температуре 90 градусов, потому что город Городок расположен на высоте тысячи двухсот метров над уровнем моря.
Мы прощались с Лодоевым у малюсенькой конторки, прильнувшей к вольфрамовой горе. На бремсберге громыхали вагонетки. А еще выше рокотал самолет. Кто - то из рабочих пояснил:
- Геологи.
Уважают и любят этих людей в долине Джиды. Совершенная техника пришла им на помощь. Геологи летят над горами на специальном самолете и внимательно следят за приборами, измеряющими магнитное поле. С каждым днем они проникают все глубже в горы и ищут, ищут и находят.
Вы никогда не задумывались над тем, что означают цифры и буквы на консервной банке, скажем, 112E19 M118? А ведь они рассказывают о многом...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Интервью с И. А. Беспрозванным, начальником министерства электростанций СССР