- Так. Значит, собрался наконец написать. Кается, конечно?
- Кается. Хочет вернуться на стройку. Хоть через два года, а вернется. Понял, говорит, теперь как глупо вел себя... Вот, почитай.
- Хорошо, если понял. Лучше поздно, чем никогда.
Возвратив письмо Ваганову, Николай усмехнулся:
- Я знаю, о чем ты думаешь. Себя винишь, товарищей. Скажешь, не так?
- А разве мы не виноваты?
- Слушай, Юра. Я десять лет провел на стройках. Объехал всю Сибирь, людей перевидал тысячи... И таких, как Дунаев, видел. И везде это были молодые ребята... - Мануйлов говорил резко, точно перед ним стоял сам Колька Дунаев. - Но не дети же они, черт возьми! Что ж, по - твоему, няньку надо, чтоб за ручку водила, по головке поглаживала да приговаривала: пить, мол, запрещается, двери бить - упаси боже! А няньке - то зарплату еще приличную положить! Того же Кольку журили мы, посмеиваясь, считали, пройдет баловство... А вот дать бы ему хорошую оплеуху, сказать прямо: дружба так дружба, работа так работа, а нет - катись к дьяволу, не мути воду, не мешай нам. Небось, бросил бы свое лихачество. Ведь понял он сейчас, когда полгода отсидел...
Они ушли за палаточный городок и бродили допоздна. Уже возвращаясь домой, Мануйлов вскользь намекнул:
- Хорошо бы сколотить актив из крепких парней, что - то вроде комсомольского патруля.
Ваганов промолчал. А следующим вечером, после смены, он забежал к комсоргу Валентину Лифинцеву.
- Ты слышал про комсомольские патрули? - начал Ваганов. - У нас в Горьком...
Вчерашний разговор как бы продолжился. Но о письме Кольки Дунаева не было сказано ни слова...
Николай Мануйлов прошел со своим экскаватором тысячи километров. Он пробивал трассы железных дорог в горах Алтая и солончаках Казахстана, в таежных дебрях Прибайкалья и Хакасии... На Алтае, близ Барнаула, и сейчас стоит у него добротная пятистенка, срубленная еще до войны. Возвратиться бы да жить в уюте... Но десять лет назад увела его из дому беспокойная душа да так до сих пор и водит по необжитым уголкам земли. Николай ушел один и налегке, прихватив с собой лишь небольшой, наспех собранный чемодан. Где - то на трассе Сталинск - Абакан отыскал его брат Андрей, потом, уже на Антоновской площадке, к ним присоединились Михаил, Александр и двоюродный брат Николай Бельдеев. Так их стало пятеро - пятеро братьев - экскаваторщиков, бесстрашных, упрямых искателей трудных путей...
... В смене работали по двое. От городка механизаторов, где разместилась тридцать восьмая колонна, до участка трассы, закрепленной за Мануйловыми, было километра три. Николай и Александр, младший из братьев, торопливо шагали по дороге. Пока шли, начался дождик, самый настоящий, полновесный, какой лил и вчера и позавчера...
Пересменка длилась недолго. Заглушив дизель, Андрей спрыгнул на землю, в самую грязь, и коротко доложил Николаю, что за истекшую смену никаких происшествий не случилось, все в порядке, дали кубов шестьсот.
- Маловато, - сказал старший, привычно ощупывая взглядом каждую заклепку в машине. - В конторе говорят: полторы тысячи кубов не хватает.
- Минус наши шестьсот. Может, дадите девятьсот за ночь?
Мануйлов - старший ковырнул носком землю и, кивнув на ковш, спросил:
- Налипает?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Интервью с Н. А. Зориным, начальником Главного управления водных путей и гидросооружений Министерства речного флота РСФСР