Много интересного оставил в памяти минувший год. В составе делегации я побывал у горняков Польши и Англии, своими глазами посмотрел, как живут за рубежом товарищи по профессии. Особенно запомнилась встреча с одним английским шахтером, с которым я познакомился еще на Московском фестивале. Стоило ему представить меня своим друзьям, как со всех сторон ко мне потянулись руки.
Но самое большое впечатление оставил в памяти тот день, когда на нашу шахту пришли газеты с тезисами доклада товарища Н. С. Хрущева на XXI съезде КПСС. Тогда впервые зазвучали знаменательные слова: семилетний план!
Собрались мы в тот день с товарищами, обсудили тезисы, и вот созрело решение: по - новому организовать труд. Сообща, всей бригадой выработали обязательства: выдавать по 15 тонн угля на человека вместо пяти с половиной по норме, экономить 4 рубля 50 копеек на каждой тонне, освоить новую технику и ежесменно добывать по 300 тонн угля. И самое главное - решили считать свою бригаду бригадой коммунистического труда.
Но ведь одно дело - считать себя коммунистической бригадой и другое - действительно жить и работать по - коммунистически. Наступила пора серьезно и всесторонне заняться подготовкой таких качеств в человеке, которые помогли бы ему оставить груз старого на пороге к коммунизму.
Мы начали с мелочей. Однажды кто - то из ребят неприлично выругался. Бригадир Кузьма Северинов сказал: - Послушай, от мата сгонки падают, а нам здесь работать. Уходи из лавы, постой на штреке, подумай. Повторится, можешь в бригаду не возвращаться. Не повторилось. В другой раз на наряде Кузьма стал спрашивать, кто какую книгу прочитал за последние дни. Замялись ребята, а после смены гурьбой отправились в библиотеку.
Читаем, делимся друг с другом всем интересным. Многие начали учиться в школе рабочей молодежи. А Иван Любимов и Леонид Лямшин готовятся поступать в институт.
Бригада наша организовалась в Донбассе одной из первых. Сейчас таких бригад сотни. Завтра не бригады, а шахты, заводы, колхозы станут жить и работать по - коммунистически. Это движение ширится и растет, потому что оно родилось в гуще народной. Это движение свидетельствует о высоком моральном уровне советских людей, вступающих в период развернутого строительства коммунизма.
Недавно мне довелось беседовать с корреспондентом. Он просит:
- Расскажите о наиболее ярких событиях в вашей жизни.
А я перебираю в памяти день за днем и не нахожу ничего особенного. Так и говорю ему:
- Ничего особенного. Живу, как все...
Корреспондент улыбается.
- Не скромничайте, - говорит, - расскажите хотя бы о том, что значительного произошло у вас в 1958 году.
Я очень хотел исполнить его просьбу, но ничего интересного рассказать о себе так и не мог.
После этого случая я серьезно задумался: неужели в жизни моей нет ничего особенного? А мой труд, моя работа, работа моих товарищей? Ведь это и есть моя жизнь! Вот о чем бы мне рассказать корреспонденту...
Да, конечно, минувший год был полон. значительных событий. Наш мартеновский цех получил в этом году несколько необычный план: семьдесят процентов стали выпускать высшими марками (раньше высшие марки составляли в нашей продукции пятнадцать - двадцать процентов). Сталь же варим мы особую - электротехническую. Сварить такую сталь, да еще высшей марки - это, откровенно говоря, дело тонкое. Достаточно на одну тысячную превысить процент серы или фосфора - выйдет сталь низшей марки. Или, скажем, перегреешь металл - опять же меняется соотношение составных элементов...
Но в моей бригаде опытные, умелые подручные. У нас так организован труд, что любая операция выполняется немедленно и точно. Плавки выдаем раньше графика. Работаем мы, помогая друг другу. Хоть и существует разделение труда, а никто не считает зазорным помочь, например, младшему подручному Володе Кондратьеву, пришедшему на завод после десятилетки. Порой со стороны трудно бывает определить, кто из нас сталевар, кто подручный.
У каждой печи висит разграфленный листок. Приходишь на смену и видишь по нему, как работала бригада, которую мы сменили. И если наши товарищи, например, уложились в норму - вели плавку 4 часа 15 минут, - мы изо всех сил стараемся работать лучше. Ну, а те, которые сменяют нас, естественно, стремятся обогнать обе бригады.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.