Издательством «Советский писатель» выпущен сборник очерков Владимира Солоухина «Золотое дно». Книга рассказывает о трудовых буднях рядового советского человека. За внешней обыденностью тона, в каком выдержаны многие очерки, видится подлинная человеческая красота - красота чувств и помыслов. Трудовой героизм справедливо считается у нас делом обычным: он рождается в буднях. И пусть скромен твой труд, пусть незаметен твой подвиг - совершен он во имя прекрасной цели!
Новое создается человеком. И оно же служит ему, делая его жизнь богаче, краше. Об этом повествует автор в очерке «Хозяйка воды». Вода в степи - праздник. Как дорогую гостью встречают ее «хлебом - солью». И читателю понятна мечта Шуры Кружилиной - главной героини очерка - увидеть степь не сухой и выжженной, а такой, когда по ней «до самого Веселовского моря будут катиться золотые волны спелых хлебов». Ради исполнения этой мечты Шура трудится радостно и вдохновенно.
Читая очерки Владимира Солоухина, начинаешь яснее понимать, что «обыкновенность» таких, как Шура Кружилина. Дуся Носкова из очерка «В селе Насурове», - кажущаяся обыкновенность, что трудовой героизм не в шумных рекордах.
Он заложен прежде всего в любви к своему делу.
Повествовательную манеру писателя отличает точность, полновесность слова, теплота чувства и, конечно, безусловное знание жизни. Хороши пейзажи в книге. Они свежи и по - настоящему поэтичны.
И все же, как бы ни были очевидны удачи писателя, следует сказать, что некоторые очерки не лишены недостатков. Пожалуй, главный из них состоит в том, что автор, сосредоточивая все внимание на проблематической стороне произведения, слишком торопится дать широкое обобщение и подчас забывает о своей основной задаче - раскрытии человеческих характеров. Часто он показывает только результат действия своих героев. Они не знают ни сложных переживаний, ни видимых серьезных трудностей.
В очерке «Рождение Зернограда» автору, к сожалению, не удалось нарисовать запоминающиеся образы целинников. Есть имена, фамилии, бегло, в стиле конспективных заметок, сообщается о том или ином поступке мелькнувшего героя, и мы так и не успеваем ближе познакомиться с ним.
Материал жизненных наблюдений писателя интересен, значителен. И жаль, что отсутствие в отдельных очерках ярких, живых характеристик и иногда в общем поверхностное решение темы обедняют книгу, делают ее несколько однообразной.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.