В конце минувшего года произошло событие, которого с нетерпением ожидали юноши и девушки всей нашей страны: в древнем городе Рюфиске состоялся съезд Совета молодежи Сенегала. Съезд длился всего три дня, но и после того, как он закрылся, молодежь долгое время живо обсуждала итоги его работы. Чем был вызван столь волнующий интерес к съезду? Прежде всего тем, что на нем решался вопрос об участии молодежи Сенегала в VI Всемирном фестивале.
Колонизаторы, используя радио и реакционную печать, пытались запугать молодые силы страны, отвлечь их от предстоящего праздника юности. Кучка продажных писак из кожи вон лезла, пытаясь - в который раз! - очернить миролюбивую политику великой Страны Советов.
В обстановке острой борьбы открылся съезд, на который съехались представители ста семнадцати юношеских организаций, входящих в состав Совета молодежи Сенегала. Здесь можно было встретить делегатов Объединения демократической молодежи Африки и активистов Федерации молодых специалистов, руководителей Культурного мусульманского союза и деятелей Католической рабочей молодежи. Несмотря на различие политических и религиозных взглядов, участники съезда нашли общий язык, объединили свои усилия.
Первые два дня работы съезда протекали без каких-либо существенных осложнений. События, о которых я хочу рассказать, разыгрались после того, как делегаты приступили к главному вопросу - обсуждению приглашения Международного подготовительного комитета VI Всемирного фестиваля. С огромным вниманием был выслушан доклад секретаря Совета молодежи Сенегала Пай Алюн Бадара. Когда оратор призвал делегатов высказаться за участие в фестивале, стены дрогнули от грома оваций. Только представители властей, присутствовавшие на съезде в качестве наблюдателей, не разделяли общего воодушевления. Бывший министр колоний господин Бюрон в начале своей речи приветствовал делегатов от имени правительства Французской республики, а затем начал восхвалять «благодеяния», которые колонизаторы оказали Сенегалу. Однако трескучие фразы оратора о цивилизаторской миссии Франции вызывали лишь насмешливые улыбки. А когда бывший министр стал клеветать на Советский Союз, в зале произошло нечто невообразимое. Вскакивая с мест, делегаты кричали: «Агрессоры! Свободу Алжиру! Свободу Камеруну!» Негодование всех присутствующих было так велико, что Бюрон вынужден был покинуть трибуну. После этого прения возобновились. Делегаты горячо говорили о чаяниях сенегальской молодежи, о ее благородном стремлении установить дружеские связи с юношами и девушками всего мира. Единодушно решив принять участие в Московском фестивале, съезд в своих резолюциях заклеймил англо-франко-израильскую агрессию против Египта, колонизаторскую войну в Алжире и кровавые репрессии в Камеруне. Съезд также решил учредить Национальный комитет по подготовке к VI Всемирному фестивалю и провести демонстрацию протеста в связи с отказом колониальных властей выдать молодым сенегальцам визы на выезд из страны.
Молодежь Сенегала встретила эти решения с подлинным энтузиазмом, ибо она искренне стремится к укреплению дружбы между юношами и девушками всего земного шара.
После съезда страницы реакционных газет запестрели провокационными заголовками, различного рода измышлениями. «Молодые подстрекатели бросили Сенегал в объятия Москвы!» - вопили продажные листки. А ультраколониалистская газета «Эндепандан», издающаяся в Дакаре, выступила с целой серией клеветнических статей, в которых тщилась доказать, что якобы «советское проникновение в Сенегал осуществляется через молодежное движение», что на «Московском фестивале африканцы будут проходить пропагандистские курсы» и т. п. Реакционеры в один голос призывали «помешать распространению коммунистических идей»...
Однако эта инспирированная врагами мира кампания не имела успеха. Одно за другим осуществлялись решения съезда. Вскоре после создания Национального подготовительного комитета VI Всемирного фестиваля молодые сенегальцы потребовали, чтобы власти не чинили им препятствий в подготовке к фестивалю, чтобы каждый, кому посчастливится поехать в Москву, мог беспрепятственно получить визу.
Вопреки строжайшему запрету властей молодежь выходила на улицы, оцепленные вооруженными отрядами полицейских. В Дакаре юноши и девушки собрались в африканском квартале города. Открывая митинг, председатель предложил собравшимся почтить минутой молчания память молодых камерунцев и алжирцев, павших в борьбе за свободу. Услышав предложение председателя, полицейские покинули зал. Это было на руку организаторам митинга. Они смогли открыто оповестить всех, что сегодня состоится демонстрация перед зданием Большого Совета.
В назначенное время тысячи юношей и девушек с плакатами и транспарантами заполнили площадь перед зданием Большого Совета. Участники демонстрации направились к резиденции губернатора, а затем по авеню Рум двинулись к Памятнику павшим солдатам.
Неожиданно появилось семь грузовиков с полицейскими. «Блюстители порядка» врезались в толпу и ранили несколько человек, в том числе председателя Совета молодежи Ба Абдул Маха - ма. Демонстранты отчаянно защищались. Когда полицейские сделали попытку арестовать одного из лидеров фестивального комитета, Пай Алюн Бадара, юноши и девушки смело бросились на выручку ему. Они окружили грузовики с арестованными товарищами, и полицейским пришлось спешно отправить машины в комиссариат, а самим следовать пешком. Из семи полицейских машин только две прибыли к месту назначения, остальные были остановлены на прилегающих улицах. Вместе с группой освобожденных друзей демонстранты двинулись к зданию комиссариата. Полицейские, укрывшиеся за железной решеткой ворот, пустили в ход слезоточивые гранаты. Но демонстранты добились своего: все арестованные были освобождены.
... События, о которых рассказано здесь, останутся мрачным воспоминанием для колонизаторов. Но для молодежи Сенегала они послужат немеркнущим примером стойкости, явятся прелюдией еще более решительных боев за свои права. «Мы гордимся этим днем!» - говорят юноши и девушки нашей страны. Они знают, что будущее принадлежит им. Звон похоронного колокола будет уделом тех, кто мешает молодежи Сенегала двигаться вперед, к счастью.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.