На станции Лопасня, недалеко от Москвы, близ города Чехова, раскинулась усадьба «Скуригино». Огромные угодья, парки, тенистые аллеи этой усадьбы когда - то принадлежали богачам Васильчиковым. Сейчас здесь расположился Институт трудового воспитания «Новая жизнь», организованный Советским правительством тридцать лет назад. В институте живут бывшие правонарушительницы и «дети улиц».
Институт хорошо оборудован, причем все сделано разумно, без излишеств. Здесь прекрасная библиотека, насчитывающая около десяти тысяч томов, швейная и трикотажная мастерские, много спортивного инвентаря, музыкальных инструментов. В институте организован настоящий совхоз. Это большое хозяйство, в котором имеются крупный рогатый скот, стадо свиней, машинный парк, огороды, луга. Условия жизни помогают трудовому воспитанию детей, которым с малых лет прививается дух коллективизма. Здесь верны принципу, высказанному когда - то Н. К. Крупской: «Ребят с юных лет надо воспитывать так, чтобы они умели сообща жить и работать». Именно эту задачу и решает педагогический коллектив института «Новая жизнь».
Исключительную роль в учебной и воспитательной работе играют комсомольские и пионерские организации, которые помогают создавать крепкий коллектив. Педагоги в своей работе опираются на детей наиболее инициативных и на тех, кто до прихода в институт верховодил правонарушительницами. Этот метод, как известно, не нов. Кто не помнит, как А. С. Макаренко завоевал сердце самого трудного своего воспитанника Карабанова! И так же, как у Макаренко, мы видим, как постепенно в институте меняется облик многих из тех, кто казался совершенно неисправимым. Для всех школьниц, бывших правонарушительниц, жизнь здесь представляет широкое поле для проявления своих способностей и талантов.
«Борясь за жизнь, - писала одна из воспитанниц, Рая С, - я стала «ловким человеком», научилась врать, таскать то, что «плохо лежит». В институт я попала с характеристикой «неисправимой». До этого я прошла около двадцати детских домов, но нигде не получала того, что в институте. Двухгодичное пребывание в нем изменило русло моей дальнейшей жизни. Я закрыла навсегда дверь моего прошлого».
Интересна судьба другой девушки - Майи Меньшиковой. Майе едва исполнилось восемь лет, когда у нее умерла мать. Это было в 1941 году. Отец находился на фронте, и девочка осталась совсем одна. Соседи определили ее в детский дом. Но, как видно, Майя не нашла в нем чего - то такого, что заставило бы ее полюбить новое пристанище. В 1946 году она бежала из детдома и повела жизнь беспризорницы. Ее снова определили в детдом, но она опять убежала, и о ней сложилось мнение неисправимой.
Но вот в 1948 году Майя Меньшикова оказалась в Институте трудового воспитания. Вспоминая сейчас о том времени, Майя говорит, что она сразу почувствовала себя здесь очень хорошо. Ей не напоминали о плохих поступках в прошлом, обращались как с равной, подчеркивали положительные качества, старались заинтересовать делом, учебой. Конечно, еще много времени прошло, пока она окончательно отвыкла от своих старых привычек, но жизнь девушки с каждым днем входила в нормальную колею.
Майя Меньшикова вступила в комсомол, окончила десять классов и в этом году готовится поступать в Педагогический институт.
Знакомясь с жизнью института, можно убедиться, что вся его работа по коммунистическому воспитанию детей строится на труде. «Мы должны думать, - писала Н. К. Крупская, - не только о том, чтобы дать ребятам известную сумму трудовых навыков, а чтобы воспитать ребят способными к социалистическому, коммунистическому труду».
Наблюдая за детьми, можно заметить, что им близка радость труда. Первый свитер или кофточка, изготовленные своими руками, - все для них интересно. Девочки приучаются готовить обед, доить коров, работать на тракторе. Они успешно справляются со всеми полевыми работами. И если мы спросим любую из бывших воспитанниц, что дал им институт, то они ответят просто: институт научил трудиться.
Из многих писем, адресованных воспитанницами, уже давно покинувшими институт и ставшими женами, матерями, видно, что самая счастливая пора их детства - это пребывание в «Скуригино».
В институте создались хорошие традиции, которые передаются из поколения в поколение. Воспитанницы знают, что там, где они живут, должно быть уютно, чисто и красиво, что в мастерских, на скотном дворе, на практических занятиях надо вести себя так же, как ведет себя рабочий на производстве.
Самая младшая из воспитанниц, которая у машины стоит на подставке, сознает, что она не просто девочка, а рабочая и ее продукция нужна.
А. С. Макаренко писал: «Стоит только поставить человека в нормальные условия жизни, предъявить ему определенные требования, и он станет обычным человеком, полноценным человеком нормы».
Блестящим подтверждением этих слов замечательного советского педагога служит деятельность института «Новая жизнь».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.