Восемьсот лет назад в Новгороде на Великой улице жил мальчик Онфим. Обучаясь грамоте, он списывал азбуку; составляя из отдельных букв слоги, выводил свое имя, рисовал разные картинки. Писал и рисовал Онфим на кусках бересты.
Недавно при раскопках древнего Новгорода археологи нашли эти ученические «тетради» мальчика XII века. Вместе с берестяными грамотами был найден также инструмент для письма - изогнутая костяная палочка с заостренным концом. Она походила на стилос, или стиль - металлическую палочку, употреблявшуюся в древней Греции и Риме для письма на восковых табличках. Один конец ее был острым, другой закругленным, чтобы заглаживать текст. Существовала поговорка: «Почаще переворачивай свой стиль», то есть не ленись исправлять написанное, добивайся лучшего изложения, стиля.
На пергаменте и бумаге в древней Руси нередко писали каламом - тростниковым пером, но чаще всего гусиным. Замена его каким - либо другим иногда даже отмечалась переписчиком. Одна из рукописных книг XVI столетия заканчивается словами: «Писал есмь павьим (павлиньим) пером». Знать предпочитала лебяжьи перья. Для чинки употреблялись небольшие ножички, которые поэтому назывались перочинными.
Первые стальные перья появились в России в тридцатых годах прошлого века, но в обиход вошли далеко не сразу. И в гоголевских «Мертвых душах» мы еще читаем: «Шум от перьев был большой и походил на то, как будто бы несколько телег с хворостом проезжали лес. заваленный на четверть аршина иссохшими листьями».
Почти одновременно со стальным пером появилась ручка, в которую оно вставлялось. Для удобства письма теперь оставалось лишь как - то приспособить чернильницу. Это было осуществлено семьдесят пять лет назад в, так называемой, стилографической ручке, сделанной из рогового каучука. Она наполнялась чернилами и заканчивалась металлической трубочкой со вставленной туда проволочкой.
От стилографического пера, конструкция которого с течением времени улучшалась, берут начало все разновидности автоматической ручки. Еще в начале этого века авторучка была новинкой, иначе бы друзья Л. Н. Толстого не отмечали в своих воспоминаниях, что в 1910 году он писал «резервуарным», или «самопишущим», пером. Л. Н. Толстой был одним из немногих литераторов, пользовавшихся сначала гусиным пером, потом стальным и, наконец, авторучкой.
При всем своем удобстве авторучка имеет недостатки: она требует специальных чернил, а главное, не дает тонких, сходящих на нет линий и плавных утолщений. Хороший почерк можно выработать, только пользуясь обыкновенным стальным пером.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.