Это было в глухих лесах за рекой Сожь. Стояли тихие, пасмурные дни первозимья. Мы с агрономом Ильей Возневым двое суток выслеживали рысь. Сначала она долго водила собак по чернолесью, а затем ушла в глубь дремучей чащобы. Продолжать гон зверя нам показалось делом явно безнадежным. Переспав ночь у костра, мы чуть свет направились к ближайшему селу.
Кругом простирался вековой ельник. По пути нам часто попадались следы белок, лисиц, лесных великанов - лосей. Обилие зверя свидетельствовало о том, что охотники бывают тут редко. Но вдруг совсем близко от нас звонко щелкнул выстрел. Мы прислушались. Вокруг стояла тишина. Не слышно было ни людского голоса, ни собачьего лая. Мы пошли по направлению выстрела и вскоре встретили старика в черном дубленом полушубке. Он держал в руках видавшую виды мелкокалиберную винтовку и небольшой ореховый прут. На поясе у него висела целая связка сизо - дымчатых белок.
Мы познакомились. Прокоп Иванович Коростелев - так звали старика - оказался словоохотливым, интересным собеседником. Он сказал нам. что из всех видов охоты предпочитает только беличью.
Посмотрев на трофеи Прокопа Ивановича, агроном с завистью произнес:
- Богатая добыча! Наверно, собака у вас добрая?
- Да. Пес у меня отменный. Во какой!... - засмеялся дед потрясая гибким прутом.
- Ничего не понимаю! - воскликнул Вознев.
- А что же тут понимать? Я белку промышляю без собаки. Батожком подманываю зверька.
Мы удивленно уставились на собеседника.
- Не верите? Так вот послушайте.
Старик резко взмахнул рукой, и зажатый в его руке ореховый прут издал звук, удивительно напоминавший урчание белки.
- Ясно? Штука не мудреная, а делу подмога, - с лукавой хитринкой заметил старый охотник.
- Здорово придумано! - восторженно сказал агроном. - Кто же подсказал вам это?
- В лесу поживешь - многому научишься, - улыбнулся старик, поглаживая свою волнистую бороду. И вот что он нам рассказал.
... Тот, кто наблюдал за жизнью белок, хорошо знает, что, отведав ранним погожим утром лесных лакомств, зверьки не прочь поиграть и порезвиться. Стоит в это время заурчать где - нибудь одному зверьку, как на его зов тотчас же откликается другой. Подметив эту особенность в повадках белок, охотник долгое время мастерил всевозможные манки, но как ни старался, а у него ничего не получалось. Наконец Прокоп Иванович приспособил для подманывания белок обыкновенный ореховый или ивовый прут...
- И давно вы пользуетесь этим способом?
- Да уж лет десять, пожалуй, - ответил старик. И тут же пригласил нас посмотреть. как он будет охотиться.
Минуты через две - три мы неслышно пошли по темному ельнику. Охотник изредка взмахивал прутом и чутко прислушивался. Неожиданно откуда - то сверху послышалось отчетливое:
«У - урк, урк». Прокоп Иванович проворно сунул батожок за голенище валенка и затих под елкой. Почти одновременно в гуще хвои показался чернохвостый зверек, и Прокоп Иванович проворно вскинул свое видавшее виды ружье.
г. Сумы.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.